Назад » » »

Сахарный диабет у детей – социальная интеграция

Как следует из недавно проведенных исследований, дети с ожирением имеют более высокий риск развития диабета, чем взрослые. Организм детей с избыточным весом сталкивается с большим спросом на инсулин, который обеспечивает нормальный уровень сахара в крови.

Если дети в результате неправильной диеты быстро прибавляют в весе, организм не может справиться с производством достаточного количества инсулина. Поэтому следует заботиться о правильном питании ребенка и обеспечить ему соответствующую дозу физической активности.

Забота о рационе питания ребенка является основным средством профилактики диабета. Хотя в последние годы появляется все больше и больше случаев сахарного диабета 2 типа у детей (в частности, из-за использования неправильного питания или отсутствия физической активности), однако, среди этой молодой группы больных с сахарным диабетом значительно преобладает 1 тип болезни.

Появлению первых симптомов диабета предшествует длительный, часто многолетний, процесс бессимптомного разрушения бета-клеток островков поджелудочной железы, отвечающих за выработку инсулина.

Диагностика сахарного диабета у детей

Лагерь для детей-диабетиков – важная составляющая социальной интеграции

Лагерь для детей-диабетиков

Источник фото: CC BY

Главное значение в диагностике диабета имеет точное интервью, то есть разговор с пациентом и его родителями. Симптомы сахарного диабета у ребенка часто проявляются сразу после или гриппа, острого фарингита или даже обычного простудного заболевания, когда ребенок не восстанавливает полностью здоровье, выглядит ослабленным, все больше и больше пьет, чаще пользуется туалетом или страдает энурезом. Симптомы очень разнообразные, изначально малоспецифичные для диабета, во многом зависят от темпов развития заболевания.

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о сахарном диабете у ребенка это:

  • Легко усталость, общая слабость – это результат, который появляется из-за недостатка инсулина, однако, как правило, ошибочно связывается с увеличенным количества обязанностей в школе или увеличением активности в игре с другими детьми;
  • Раздражительность, апатия (то есть, отсутствие энергии, нежелание веселиться или обучаться);
  • Нарушения зрения.

Позже присоединяются симптомы более характерно для сахарного диабета:

  • Частые мочеиспускание, в том числе в ночное время, ночное недержание мочи.
  • Жажда, слабость, сонливость, вызванные дегидратацией (повышенная потеря воды с мочой).
  • Повышенный аппетит или отвращение к пище, или отсутствие апетита (что приводит к потере массы тела).

Бывает, что ребенок идет к врачу только тогда, когда дело доходит до ацидоза (который включает тошноту, рвоту, боли в животе, диарею, головные боли, боль в груди и нарушения сознания) и даже до кетоновой комы, то есть состояния, угрожающего жизни ребенка. Это связано с довольно хитрым развитием сахарного диабета у детей, которая развивается в течение недель и даже лет (особенно у детей) и может вообще не давать четких симптомов. Кроме того, симптомы и результаты лабораторных анализов могут неоднозначными, с переменной степенью тяжести.

При этом возможно ошибочное распознавание других заболеваний, таких как: пищевые отравления (из-за рвоты и диареи), „острый живот” (возникает напряжение стенки живота, болезненное сжатие), воспаление легких (из-за ускоренного дыхания и характерных звуков над легкими), или проблемы, связанные с сердцем (загрудинная боль, возможные нарушения в аускультации сердца и повышение уровня лейкоцитов в крови).

Более редкими симптомами сахарного диабета являются: снижение массы тела, повышенная склонность к развитию инфекций у ребенка. Возникновение сахарного диабета у других членов семьи, особенно в нескольких поколениях может указывать диабет MODY, то есть заболевание, вызванное генетически обусловленными нарушениями секреции инсулина.

Исследования ребенка в диагностике сахарного диабета

При обследовании ребенка обращают внимание на такие симптомы, как:

  • Признаки обезвоживания в виде меньшей гибкости и сухости кожи и слизистых оболочек.
  • Слишком малая для возраста масса тела.
  • Атрофия подкожной клетчатки.
  • Симптомы, характерные для кетоацидоза (учащенное дыхание, учащение пульса, снижение артериального давления, запах „гнилых яблок” изо рта, покраснение кожи, повышение напряжения в области живота).

Нужно помнить, что иногда при физическом обследовании не обнаруживается никаких отклонений от нормы, тогда особая роль отводиться родителям ребенка.

В лабораторных исследований вы можете ожидать:

  • Повышенный уровень сахара в крови, то есть гипергликемию.
  • Повышенную концентрацию кетоновых тел в крови.
  • Присутствие сахара и/или кетоновых тел в моче (соответственно, глюкозурия и кетонурия).
  • Повышенной концентрации холестерина, ЛПНП (так называемого „плохого холестерина”) и триацилглицеролов, и снижение концентрации ЛПВП (так называемого „хорошего холестерина”).
  • Противоостровковых антител (белки иммунной системы, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы).
  • Снижения или даже необнаружение вещества под названием пептид C (продукт распада инсулина).

Симптомы сахарного диабета у ребенка изначально могут быть мало характерными и их легко пропустить. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя начать лечение и выравнивание диабета.

Лечение сахарного диабета у детей

Методы лечения диабета, прежде всего, зависят от того, с каким видом болезни мы имеем дело.

Сахарный диабет 1 типа, как правило, лечится:

  • Амбулаторное наблюдение и образовательные программы, когда симптомы диабета не слишком тяжелые.
  • Госпитализация в случае кетоацидоза (выделяется запах ацетона изо рта), рвота, обезвоживание организма, кома, ускорения пульса или дыхания.

Смягчение симптомов сахарного диабета 2 типа осуществляется путем:

При введении инсулина следует изменить количестве содержащихся в пище углеводов и физическую активность больного. В настоящее время в терапии используется только инсулин, имеющих точно такой же химический состав, как инсулин в организме человека. Чаще всего применяется так называемая интенсивная инсулинотерапия путем многократных инъекций в течение суток.

Быстро действующий инсулин вводится перед едой, с промежуточным временем действия утром и перед сном. Благодаря этому не появляются симптомы диабета. Существуют также быстродействующие аналоги инсулина, которые можно вводить непосредственно перед приемом пищи и которые реже вызывают гипогликемию.

Лечение диабета зависит от степени его сложности. В начальной стадии возможно лечение с помощью изменения образа жизни ребенка, т.е. соответствующе подобранной диеты и регулярных физических упражнений.

Родители детей, больных сахарным диабетом

Первая вещь, которую каждый родитель ребенка больного диабетом должен уметь делать – инъекции инсулина. Не имеет значения, нужна эта способность или нет, это умение должно быть освоено. Родители также должны уметь быстро замечать проявления низкого уровня глюкозы в крови и постоянно его контролировать. Важно также сообщить о заболевании, которым страдает ваш ребенок, всей семье и друзьям, а также, что очень важно – учителям.

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что что-то не в порядке:

  • Утомляемость, отсутствие энергии.
  • Сонливость.
  • Апатия.
  • Зрительные расстройства.

Независимо от типа диабета, от которого страдает ваш ребенок, вам необходимо ввести правильное питание и набор упражнений.

Обучение ребенка с диабетом

Обучение детей: важная форма профилактики диабета

Обучение детей-диабетиков

Источник фото: Nestlé / CC BY-NC-ND

В России и в мире, отмечается в последние годы значительные темпы роста заболеваемости диабетом. Это касается как уровня 1, так и 2 типа этой болезни. В случае, 1 типа этого заболевания, причины роста его распространенности не до конца изучены. Поэтому одним из важнейших элементов процесса лечения является комплексное образование больных диабетом как в области теоретических знаний, так и практических аспектов повседневной терапии.

Исследования DCCT (Diabetes Control and Complications Trial) показало, что:

  • Эффективная интенсификация лечения диабета снижает риск микроангиопатии (поздних осложнений болезни, таких как заболевания почек, заболевания глаз или ишемические изменения конечностей).
  • Интенсификация лечения требует, в свою очередь, эффективного самоконтроля сахарного диабета.
  • Эффективный контроль требует частой и постоянной поддержки.

Именно непрерывное обучение ребенка с диабетом и людей из окружающей его среды, а также оказание полной психологической и эмоциональной поддержки, является необходимым условием для достижения хороших результатов в борьбе с диабетом.

Образовательные программы по диабету

Существующие образовательные программы ориентированы в основном на три группы:

  • Первую из них составляют сами пациенты – при сахарном диабете 1 типа – это в основном дети, которые должны получить полный (в зависимости от возраста и потребностей ребенка) комплекс знаний о болезни, методах ее лечения и повседневном функционировании.
  • Ко второй группе относятся родители, близкие и воспитатели (в том числе и школьный персонал и другие руководители, осуществляющие уход за больными, чьи знания должны позволить обеспечить основные потребности ребенка, осуществить контроль за правильным, систематическим лечением и соответствующим образом реагировать в чрезвычайных ситуациях).
  • Третья группа – это остальная часть населения, образование которой заключается, прежде всего, в создании атмосферы толерантности и взаимопонимания.

Переломным для ребенка и его родителей является момент диагностики заболевания. От способа передачи этой информации маленькому пациенту и его родителям зависит дальнейший подход к диабету, самовосприятие, мотивация к лечению и работа в ежедневной борьбе с болезнью. Важно, чтобы во время первого визита врач наделил своего подопечного и его близких основными сведения о болезни, и дал необходимую в начальный период поддержку.

Следовательно, он должен:

  • Объяснить, как был поставлен диагноз и каковы причины его симптомов.
  • Как можно более простым языком объяснить причины сахарного диабета родителям и ребенку, чтобы они поняли, что никто не виноват в появлении болезни.
  • Объяснить значение глюкозы в организме, указать на ее концентрацию в крови, к которой следует стремиться в ходе лечения, а также обсудить роль инсулина и необходимость его применения.
  • Научить пациента и окружающих измерять уровень сахара в крови, моче и вводить инсулин.
  • Объяснить проблему острых осложнений сахарного диабета (гипогликемия и слишком высокий уровень сахара в крови) и способы борьбы с ними.
  • Объяснить, как должен выглядеть правильный рацион молодого диабетика и какое влияние оказывают на него другие болезни, физическая нагрузка.
  • Стараться поддержать молодого человека и его близких, проинформировать о существующих объединениях и группах поддержки для больных сахарным диабетом.
  • Указать номера телефонов частных лиц и учреждений, к которым можно обратиться в ситуациях, создающих угрозу для жизни и здоровья.

Обучение в соответствии с возрастом больного

Правильно проводимое образование должно быть скорректировано в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей и возможностей больного:

  • Обучение детей с младенчества до дошкольного возраста должно учитывать полную зависимость маленьких пациентов от родителей в области контроля параметров крови, инсулина и других действий, связанных с болезнью; необходимо дать советы, касающиеся борьбы с неправильным уровнем глюкозы, потреблением пищи и переменной активностью ребенка; разъяснить проблему гипогликемии, которая в этой возрастной группе встречается чаще и имеет более тяжелый ход.
  • У детей школьного возраста – постепенное расширение прав и возможностей – обучение измерению уровня сахара в крови, распознаванию и реагированию на симптомы его недопустимых концентраций, введению инсулина.
  • У молодежи, поддержка со стороны родных и близких в период полового созревания молодого человека; продолжение диабетического обучения и подготовка к полностью самостоятельному и ответственному контролю заболевания.

Другие источники знаний о диабете

Среди методов обучения и источников знаний о болезни следует также отметить:

  • Брошюры и руководства для детей и взрослых, соответственно адаптированные, яркие и на понятном для каждой группы языке.
  • Групповое обучение с аудиовизуальными материалами, всегда под контролем диабетологов.
  • Летние лагеря, создающие условия для роста самооценки, навыков самоконтроля и независимости молодых пациентов; эти лагеря – это также безопасный (под присмотром профессионалов) отпуск для пациентов и время передышки для родителей, а также обмен опытом с коллегами больными сахарным диабетом, и возможности по установлению дружбы.

Следовательно, оптимальное образование ребенка с диабетом должно быть комбинацией доказательной базы с полной эмоциональной и психологической поддержкой родителей, родственников, опекунов, школьных медицинских работников. И с небольшой толикой доброй воли со стороны каждого окружающего.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar