Назад » » »

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

В последнее время об СДВГ говорят гораздо больше, чем ещё несколько лет назад. Это существенно упрощает диагностику синдрома гиперактивности. Благодаря этому можно помочь большему количеству детей, страдающих от СДВГ.

Дифференциальный диагноз СДВГ

Стоит подчеркнуть важность тщательной диагностики, проведенной в соответствии с критериями, определенными специалистами – психиатрами и психологами. Важным элементом процесса диагностики является дифференциальный диагноз, то есть, действительно ли симптомы возникают в результате дефицита внимания с гиперактивностью, или, может быть, есть другой источник. Это требует специальных исследований и консультаций с врачами разных специальностей.

Дифференциальный диагноз настолько важен, потому что симптомы гиперактивности и расстройств внимания не являются специфическими только для СДВГ. Они могут иметь совершенно иную причину, например, появляться при различных состояниях – как соматических, так и психических.

Из психических расстройств необходимо исключить аффективные расстройства, депрессию и биполярное расстройство (эпизоды депрессии и мании). Детскую депрессию часто сопровождают импульсивность, гиперактивность и пролемы с концентрацией внимания. Признаки беспокойства опорно-двигательного аппарата и трудности в концентрации внимания могут вызвать также тревожные расстройства и сильный страх. В случае сомнений диагностики, необходимо подробное интервью с лицами, имеющими тесный контакт с ребенком – это чаще всего, конечно, родители. Может быть, даже необходима госпитализация ребенка с целью наблюдения за его эмоциональным состоянием и поведением.

Нарушения развития ребенка

Ещё одна группа расстройств, которые могут вызвать симптомы чрезмерной подвижности и нарушения концентрации внимания, это комплексное нарушение развития, то есть детский аутизм и синдром Аспергера.

Однако, дети с аутизмом обнаруживают много симптомов, специфичных для этого нарушения развития. Это так называемая «триада аутизма», которую трудно спутать с симптомами СДВГ. Сюда входят нарушения речевой коммуникации (более позднее, негармоничное развитие речи и даже немота) и невербальных (отсутствует спонтанность в жестах, нарушен контакт глаз), нарушения в функционировании общественной деятельности (например, отсутствие интереса к другим людям), скованность в поведении, интересах и сниженная активность (например, привязанность к стабильности, талисманам, двигательным стереотипам и иностранным языкам). У детей с синдромом Аспергера (так называемый аутизм с высоким уровнем функционирования) эти симптомы „мягче”, например, в области речи, поведение этих детей проявляется неумение понимать метафоры при, казалось бы, обычном способе говорить.

Задержка развития психики, а также чрезвычайно высокий уровень интеллекта – это причины, по которым ребенок может ходить по классу, не проявлять интереса к урокам. В первом случае, потому что содержание для него слишком сложно, ребенок не понимает, о чем идет речь. Во втором – просто скучно. Причиной изменений в поведении ребенка может быть сильный стресс, в результате действия внешних факторов, например, тяжелой ситуации в доме – развод родителей, проблемы насилия (в том числе сексуального).

Соматические заболевания, имитирующие СДВГ

Среди соматических заболеваний, которые могут сбить с толку при диагностике СДВГ, могут быть в т.ч.: гиперфункция щитовидной железы, хронический отравление свинцом, алкогольный синдром плода, синдром Вильсона, синдром ломкой Х-хромосомы, медленные дегенеративные заболевания. В таких случаях необходимо выполнение специальных исследований. Бывает также, что симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью появляются в результате повреждения головного мозга при эпилепсии. А нарушение внимания при СДВГ иногда ошибочно интерпретируют, как приступы „отключения сознания”, характерные для эпилепсии.

Вышеперечисленные заболевания довольно редко встречаются у детей, но не следует забывать, что даже простая аллергия или повышенная температура могут привести к тому, что ребенок становится более чувствительным, подвижным, имеет трудности с концентрацией и удержанием внимания.

Другие причины поведения ребенка, которые могут быть похожи на симптомы гиперактивности глухота и дефекты зрения. В таких случаях ребенок не имеет шанса хорошо выполнять команды, что вызвано не нарушением концентрации внимания, а трудностями, связанными непосредственно со слухом или зрением.

Стоит подчеркнуть, что побочные эффекты лекарственных препаратов (в частности, барбитуратов, бензодиазепинов, ноотропных препаратов и нейролептиков) также могут имитировать симптомы гиперактивности.

Процесс диагностики может оказаться длиннее, чем вы думаете. Однако, точный диагноз позволяет назначить соответствующее и эффективное лечение, если оно необходимо. Поэтому стоит запастись терпением и узнать истинную причину тревожного поведения ребенка.

Схема проведения диагностики при СДВГ

Процесс постановки диагноза СДВГ довольно сложная и не простая задача. Для ребенка визит к врачу – это часто сложная ситуация, которая может восприниматься как наказание за плохое поведение. Диагноз СДВГ или утверждение, что ребенок не страдает синдромом психомоторной гиперактивности, это ответственное решение, которое несет для ребенка и его окружения множество последствий. Поэтому необходимо длительное наблюдение ребенка, а также сбор анамнеза, как от родителей, так и от учителей.

  • Интервью относительно наличия и степени выраженности отдельных симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в настоящее время и в прошлом. Диагност также собирает информацию о других проблем ребенка, которые могут свидетельствовать о другом источнике тревожных симптомов.
  • Интервью о развитии ребенка начиная с беременности и до родов.
  • Изучение семейной истории, а также того, каким образом лица, воспитывающие ребенка, справляются с его трудными поведением.
  • Разговор с ребенком (как правило, в ходе последующих визитов уже без участия родителей), при котором изучается его восприятие себя, своих близких, своей жизни, способов преодоления трудных ситуаций.
  • Сбор сообщений о жизнедеятельности ребенка в школьной среде. Идеальным является прямое наблюдение ребенка в школе.
  • Анкетирование родителей и учителей (например, опросник Коннерса).

Описываемый процесс постановки диагноза может показаться сложным и длительным. Но качественно поставленный диагноз, как правило, требует времени. Диагност должен исключить другие проблемы развития и болезни, которые могут давать аналогичные симптомы. Однако, как правило, достаточно 2-3 встреч.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar