Назад » » »

Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

Как правило, симптомы СДВГ люди из окружения ребенка замечают в тот момент, когда он начинает учиться в школе, то есть примерно в 7 лет. Однако, симптомы, характерные для этого заболевания, появляются гораздо раньше. Некоторые источники сообщают о том, что их можно наблюдать с рождения ребенка. Однако, в первый период жизни диагноз не может быть поставлен из-за невозможности оценки расстройств во всех группах и выполнении всех диагностических исследований.

Кто страдает от СДВГ

СДВГ страдают около 5% детей в младшем школьном возрасте, и предполагается, что этот показатель может быть ещё выше. Это наиболее распространенное расстройство развития и встречается независимо от культуры. По разным данным, в 2-4 раза чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Появляется рано, в основном в течение первых пяти лет жизни ребенка, хотя, как правило, трудно выявить начальный момент возникновения симптомов.

Часто родители обращаются за помощью, когда становится ясно, что характерные черты гиперактивности мешают ребенку учебу в школе. По этой причине многие дети в возрасте семи лет попадают к специалисту, хотя интервью проведенное с родителями, часто показывает, что симптомы синдром дефицита внимания с гиперактивностью были заметны и ранее.

Гиперактивность при СДВГ

Симптомы СДВГ, можно разделить на три основные категории, включающие в себя: чрезмерную активность, чрезмерную импульсивность и нарушения концентрации внимания. Гиперактивность определяется как такая двигательная активность ребенка, которая в сравнении с физической активностью других детей того же возраста и на том же уровне развития, значительно выше.

В самом деле, дети, страдающие от СДВГ сильно выделяются в окружении сверстников своей подвижностью. Это особенно заметно, когда они начинают обучение в начальной школе. Одна из ситуаций лучше всего отражающая этот вопрос является невозможность спокойного усиживания во время урока, привычка постоянно вставать и ходить по комнате. Это не значит, конечно, что у каждого ребенка «с гвоздем в мягком месте» следует усматривать симптомы расстройства.

К характерным симптомам чрезмерной гиперактивности следует отнести:

  • выраженное беспокойство опорно-двигательного аппарата;
  • невозможность оставаться в неподвижности, даже на короткое время;
  • подпрыгивание с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • бег без цели;
  • замена ходьбы на бег трусцой;
  • взмахи руками и ногами;
  • болтливость;
  • постоянно выполнение мелких движений, например, раскачивание на стуле, игра предметом в руках.

Однако, следует ещё раз подчеркнуть, что невозможно распознать СДВГ только на основании одного из перечисленных симптомов, так как, наверное, большинство из нас часто ведет себя, по крайней мере, одним из этих способов – например, в стрессовой ситуации.

Импульсивность при СДВГ

Ещё одной характерной чертой людей с СДВГ является импульсивность, которая в описываемых случаях значительно усиливается. Это означает, что дети действуют бесконтрольно, то есть не в состоянии во время остановиться. Как правило, они осознают неправильность своего поведения, потому что знают правила, но не могут одержать победу над своими поступками и не задумываются над их последствиями. Таким образом, чрезмерная импульсивность выражается в немедленной реализации идей без предварительного обдумывания последствий своих действий. Другими словами, человек с СДВГ „сначала делает, потом подумает”.

Примеры импульсивных действий, свидетельствующих о наличии заболевания:

  • частое вмешательство в разговор других людей;
  • нарушение тишины, несмотря на просьбы помолчать;
  • стремление выйти на улицу;
  • взрывы гнева;
  • чрезмерная реакция на раздражители окружающей среды;
  • опрометчивость в действиях;
  • подверженность внушениям – ребёнка с СДВГ легко уговорить сделать что-то глупое;
  • проблемы с планированием, что особенно заметно, когда ребенку нужно выполнить самостоятельно какое-либо задание, и он должен контролировать то, что уже сделал, а что еще нужно сделать;
  • постоянная порча игрушек;
  • часто раздражение;
  • отсутствие терпения, – ребенок не умеет ждать награду.

Расстройства внимания при СДВГ

Как уже отмечалось ранее, отдельную категорию симптомов СДВГ составляют нарушения концентрации внимания. У людей с этим синдромом способность сосредоточивать внимание значительно ослаблена. Это также относится и к сокращению времени, в течение которого ребенок может удерживать внимание на одной операции. Проблема заключается в неумении выбрать из поступающих извне стимулов самый главный. В связи с этим дети с СДВГ часто создают впечатление вдумчивых, мечтающих наяву.

Кроме того, они не могут сфокусировать свое внимание на двух вещах одновременно, то есть, например, слушать учителя и записывать одновременно. Тяжесть перечисленных симптомов проявляется в основном в ситуациях, когда от ребенка требуется сосредоточение внимания на длительное время, например, на чью-то речь, чтение текста. Также пребывание в большей группе людей, например, в школе, может вызвать усиленное расстройство внимания. Следует, однако, отметить, что дети с СДВГ могут сосредоточить свое внимание даже на очень долго над чем-то, что является для них интересным.

В повседневной жизни расстройства внимания могут проявляться следующими ситуациями:

  • проблема с выполнением длительного задания, состоящие из нескольких подзадач;
  • ребенок постоянно забывает взять с собой в школу книги, сборники и т.д.;
  • забывание о домашней работе или заданных на дом упражнениях;
  • чрезмерная рассеянность;
  • переход к следующему действию без завершения предыдущего.

Ребенка с СДВГ легко отвлечь, он плохо концентрируется, плохо запоминает детали, у него трудности с применением инструкций, часто теряется и забывает вещи.

Виды СДВГ

Конечно, не у каждого ребенка, картина болезни имеет один и тот же вид. Кроме того, не все симптомы проявляются с одинаковой силой. Часто случается, что одна из групп симптомов доминирует над остальными.

В связи с этим введено деление на три подтипа СДВГ:

  1. СДВГ с доминирующими признаками импульсивности и гиперактивности;
  2. СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
  3. Смешанный подтип (наиболее распространен).

То, какой симптомы являются доминирующими в известной мере зависит от пола и возраста. Это следует из многолетних наблюдений, которые, привели к следующим выводам:

  • у мальчиков чаще наблюдается смешанный подтип, в то время как у девочек, как правило, доминируют симптомы, связанные с нарушениями внимания;
  • с возрастом картина болезни, а, следовательно, и тип доминирующих симптомов, меняется. Подсчитано, что примерно у 30% людей, которым был поставлен диагноз СДВГ в детстве, в период полового созревания симптомы вовсе исчезают, а у большинства гиперактивность и импульсивность уступает место нарушениям внимания.

Дополнительные критерии СДВГ

Нужно помнить, что само наличие нескольких симптомов, соответствующих перечисленным выше, недостаточно для постановки определенного диагноза. Некоторые системы классификации сообщают, что для диагноза необходимо, например, подтверждение 6 симптомов группы гиперактивности и 6 из группы расстройств внимания. Кроме того, должны быть еще и выполнены дополнительные условия. Они были собраны в группу дополнительных диагностических критериев.

К ним относятся:

  • проявление симптомов в возрасте до 7 лет;
  • симптомы должны наблюдаться, по крайней мере, в двух местах, то есть, например, и дома, и в школе;
  • проблемы должны приводить к страданиям или нарушения социального функционирования;
  • симптомы не могут быть частью любого другого нарушения, что означает, что у ребенок не должно быть диагностировано других нарушений поведения.

Поведенческие симптомы СДВГ

Поведенческие симптомы СДВГ – это повторяющееся агрессивное поведение, мятежность и антиобщественность поступков. Диагностические критерии предполагают сохранение симптомов в течение не менее 12 месяцев. На практике, поведенческие симптомы принимают форму несоблюдения правил, использование ненормативной лексики, вспышек гнева, попадания в конфликты. Острая форма нарушения поведения включает в себя беспричинную ложь, любодеяния, кражи, стремление к побегу из дома, издевательства над другими, поджоги.

Сосуществование СДВГ и расстройств поведения оценивается на уровне 50-80%, а в случае серьезных нарушений поведения – в несколько процентов. С одной стороны, импульсивность и неумение предвидеть последствия своих действий, а с другой – трудности в установлении социальных контактов. Дети с СДВГ часто бунтуют и ведут себя агрессивно. Дополнительным фактором риска является легкость попадания в „плохую компанию”, которые нередко является единственной средой где может прижиться молодой человек с гиперактивностью. Как и в случае других осложнений СДВГ, необходима профилактика. Единственный шанс избежать сложного и рискованного поведения ребенка – своевременно назначенная терапия.

На что обратить внимание в поведении ребенка

Уже в раннем детстве у ребенка могут возникать определенные признаки, являющиеся предвестниками развития СДВГ:

  • учащенная речь или задержка развития речи;
  • нарушения сна;
  • проблемы с едой;
  • колики;
  • неумение учиться на своих ошибках;
  • значительно увеличенное время выполнения обычных повседневных действий;
  • чрезмерная подвижность в момент начала прямохождения;
  • частые травмы, вызванные подвижностью ребенка.

Нужно иметь в виду, что перечисленные симптомы могут наблюдаться при многих других заболеваниях, не следует, поэтому, в случае их возникновения думать сразу о СДВГ. Необходимо исключить связь симптомов, характерных для СДВГ с наличием других заболеваний, таких как аутизм, синдром Аспергера, аффективные расстройства или тревожные расстройства.

Диагностика СДВГ

Диагноз СДВГ требует большого количества времени и участия многих людей. Это процесс длительный, большая часть которого уходит на наблюдение за ребенком.

Диагностику СДВГ можно разделить на следующие этапы:

Этап 1: Беседа с родителями, во время которой врач пытается определить возможные факторы риска, связанные с периодом внутриутробного развития плода. Задаваемые вопросы должны касаться также развития ребенка, его отношения с другими людьми в окружающей среде, а также возможные проблемы, возникающие в повседневной жизни.

Этап 2: Разговор с учителем ребенка. Он направлена на сбор информации о его поведении в школе, об отношениях со сверстниками, возможных проблемах обучения. Важно, чтобы учитель знал ребенка дольше, чем полгода.

Этап 3: Наблюдение ребенка. Это сложный этап исследования из-за нестабильности симптомов СДВГ и их изменчивость в зависимости от среды, в которой ребенок находится.

Этап 4: Разговор с ребенком. Важно помнить, что он должен быть проведен во время отсутствия родителей, чтобы посмотреть, как ведет себя ребенок без их надзора.

Этап 5: Диагностические тесты и анкеты, содержащие вопросы для родителей и учителей.

Этап 6: Психологические тесты для оценки интеллекта, мелкой моторики, речи и способность к решению проблем. Они имеют определенное значение для исключения других заболеваний, имеющих симптомы СДВГ.

Этап 7: Педиатрические и неврологические исследования. Важно, чтобы в ходе этих исследований были проверены зрение и слух.

Этап 8: Кроме того, можно провести еще электронное измерение частоты и скорости движения глазных яблок для оценки гиперактивности или компьютерный тест постоянного внимания для оценки нарушения концентрации внимания. Однако, эти методы используются не регулярно и не везде доступны.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar