Дисграфия у ребёнка – можно ли её исправить

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-12-02

Дисграфия является распространенной причиной проблем детей в школе, особенно на уроках, которые требуют от них письма, черчения или рисования. Дети и взрослые, страдающие от этого расстройства, имеют нечеткое письмо, быстро устают в процессе написания и показывают отвращение к любым занятиям, связанным с рисованием или покраской.

Что такое дисграфия – симптомы и диагностика

Характерным симптомом дисграфии является неразборчивое (дисграфическое) письмо. Люди, страдающие от расстройства, имеют проблемы с воспроизведением графических знаков. Анализируя записи, можно увидеть, что отдельные символы не имеют формы, нечеткие и воспроизводятся крайне не точно. Они выглядят так, будто написаны дрожащей рукой. В пределах одного слова видны разные размеры букв, которые также могут значительно отклоняться от вертикали. В случае детей, пишущих в тетрадях, ясно видно, что буквы и, следовательно, слова не укладываются в линии. В письме не используются знаки пунктуации и диакритики.

Дисграфия – что это такое и как её распознать

Дисграфия у детей, помимо нарушения способности к письму, может также проявляться быстрой утомляемостью, если требуется записать длинное предложение, неправильным и жестким удержанием пишущего инструмента. Страницы в тетраде продавливаются от слишком сильного нажатия на ручку. Кроме того, ребенок, как правило, испытывает отвращение к любой деятельности, связанной с письмом и рисованием.

Характерным симптомом дисграфии у взрослых является трудность переноса мыслей на бумагу. У них есть проблема с правильным синтаксисом письменного утверждения и они делают много ошибок, в основном пунктуационных.

Упражнения для дисграфиков

Упражнения, которые следует выполнять с ручкой и листом бумаги, полезны при лечении дисграфии, а у детей дополнительно рекомендуется использование цветной бумаги, фломастеров, цветных карандашей, красок или пластилина. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить желание выполнять задания и задействовать все органы чувств при одновременном снижении стресса.

Комплекс упражнений включает в себя:

  • рисование в воздухе, так называемых, восьмёрок (движения должны быть медленными и точными)
  • повторение рисунка восьмёрки и других свободных движений на бумаге (без использования пишущих инструментов)
  • рисование фигур по готовым шаблонам
  • работа с контурами – их заполнение
  • заполнение определенного пространства цветом
  • рисование шаблонов, умещающихся в определенных линиях
  • копирование рисунков с использованием копировальной бумаги, а затем из памяти
  • соединение точек одной линией, чтобы получить контур изображения
  • добавление шаблонов с определенными буквами алфавита
  • объединение изображений с конкретными понятиями

Дисграфия – причины

Следует помнить, что дисграфия не связана с умственным и физическим развитием ребенка. Это может быть вызвано повреждением той части мозга, которая отвечает за функцию письма. Наряду с дисографией часто возникают другие неврологические расстройства, которые влияют на слух и зрение, и проявляются трудностями в интерпретации услышанной информации и недостатком зрительной памяти.

Причины дисграфии также связаны с дисфункциями рук, например, из-за чрезмерного напряжения мышц, которое не позволяет пальцам и запястью работать должным образом. Поэтому у людей, страдающих от этого, есть проблема со слабым удерживанием ручки или кисти – они крепко сжимают их, давя на бумагу слишком сильно. Расстройство усугубляет неправильное неправильное удержание ручки и привычки, которые мешают писать в соответствии с правильной техникой.

Причиной дисграфии также могут быть нарушения развития, связанные с диагностированными моторными неврозами и гиперактивностью. Они часто сопровождаются нарушениями речи.

Основные виды дисграфии

Различают и определяют три формы дисграфии: пространственную, дислексию и двигательную. Первая характеризуется проблемами с рисованием и переписыванием другого текста. Люди с таким типом дисфункции совершают много орфографических ошибок.

В случае дислексионной дисграфии письмо полно орфографических ошибок, и, кроме того, у пострадавшего есть привычка записывать слова на слух, что часто связано с озвучиванием определенных звуков, чаще всего тех, которые располагаются в конце слова.

Третий тип – моторная дизография, которая возникает из-за проблем с записью графических символов и рисунков. Как и в случае двух других форм, текст содержит большое количество ошибок, даже если это переписанный тест, но у людей, страдающих этим расстройством, нет проблем с записью текста на слух.


5.0/2