Коронавирус – как справиться с эмоциями страха и социальной изоляцией

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-04-30

Люди, несмотря на стремление к рациональности, существа глубоко психологические, и поэтому эмоции играют фундаментальную роль, искажая восприятие мира и себя. Одна из наиболее типичных реакций в этих случаях – это страх, то есть первичная эмоция, обеспечивающая нашу защиту и выживание: если мы ничего не боимся, то не сможем уберечь себя от рисков. Поэтому можно воспринимать страх как активирующий фактор, но если мы не сможем справиться с ним, воспринимая коронавирус как опасного хищника, мы рискуем впасть в импульсивное и иррациональное поведение, которое, если имело смысл только в пещерные времена, но сейчас, вероятно, будет контрпродуктивным.

Здесь мы часто поддаёмся панике или генерализованному беспокойству, посредством которого ограниченная опасность воспринимается как рискованная и тревожная.

Мы не созданы для того, чтобы противостоять ситуациям тревоги или напряжения слишком долго: в прошлом они разрешались путём нападения (если хищник был менее сильным, чем мы) или ухода от опасной ситуации, но в наше время мы часто остаёмся в стрессовых ситуациях слишком долго. У некоторых субъектов развивается ситуация ипохондрии, понимаемая как тенденция к чрезмерной заботе о состоянии своего здоровья, ведущая к восприятию каждого малейшего симптома как однозначного признака коронавирусной инфекции. В некоторых случаях, наблюдается также склонность к ненависти к предполагаемым «носителям» вследствие потребности человека всегда находить предполагаемого виновника, лучше, если он находится далеко и вне социальной группы.

Последнее замечание о природе этой опасности: коронавирус маленький, неуловимый, невидимый человеческому глазу вирус, неизвестный, легко передаваемый, и это вызывает самые глубокие страхи какого-то неконтролируемого элемента, который изнутри может уничтожить нас.

Как сохранить правильное поведение?

Ограниченная доза страха и бдительности действительно важна, чтобы иметь возможность активироваться без потери ясности. Следование четким и ценным указаниям органов здравоохранения требует минимальной активации и концентрации.

Психологическое состояние в текущей ситуации коронавирусной эпидемии усугубляется тем, что обычно нас просят что-то сделать, в то время как сегодня нас просят ничего не делать (не выходить, не гулять, не встречаться и т.д.), что также ведёт к разрушению успокаивающих привычек, которые сложно реализовать находясь в ограниченном пространстве и в постоянном контакте с людьми, с которыми мы привыкли быть вместе только короткое время.

Краткое описание основных тревожных расстройств

После начальной фазы дезориентации, а также из-за того, что ситуация затягивается, нам необходимо перейти к фазе реорганизации своего рабочего дня, особенно для тех, кто работает дома, создавая новое структурирование расписаний для всех видов деятельности. Важно структурировать время, в течение которого мы должны быть как можно более стабильными (время для домашней работы, для игры, для еды, для игр, для страстей, для отношений), особенно для детей, которые могут страдать от неструктурированности распорядка дня.

Любопытен случай, когда пары способны к совместному проживанию при редких встречах, но подвергаются стрессовой ситуации из-за чрезмерной близости и отсутствия моментов истинной отрешенности. Эта возможность должна быть использована парой, чтобы подумать о некоторой динамике. Таким образом, в тех ситуациях, когда пары зависали на тонком балансе, чрезвычайная ситуация с коронавирусом либо усиливает тех, кто знает, как адаптироваться к изменениям, либо делает ситуацию ещё более критичной для тех, у кого нет ресурсов для улучшения отношений с партнёром.

Давайте не будем считать само собой разумеющимся, что проведение большего количества времени вместе является положительной основой для отношений!

Какими эмоциями нужно научиться управлять?

Граница между функциональной активацией (эустрессом или положительным стрессом) и избытком бдительности при плохо осознанном и контрпродуктивном поведении (дистресс или отрицательный стресс) невелика.

Важно понять, «кто что контролирует», как в случае зависимости: я всё ещё управляю и выбираю, что делать, или я реализую поведение, следуя за массой людей, которые делают именно то, чего следует избегать?

Позвольте мне привести некоторые примеры, которые будут более понятными: ни один орган здравоохранения не рекомендовал толпиться в супермаркетах, чтобы одержимо запасаться продуктами питания, однако, этот «психоз» распространился, что привело к множественным негативным эффектам, таким как концентрация людей в закрытых пространствах с возможностью распространения вируса и отсутствию некоторых продуктов для тех, кто не сразу побежал в супермаркет.

Другим примером является нелогичная гонка за медицинскими масками: конечный результат – полная реализация принципа самоисполняющегося пророчества.

Как управлять состоянием изоляции и одиночества?

Периоды карантина заставляют пересматривать повседневные привычки, иногда создавая временное дезориентационное состояние. Тем не менее, вы можете воспользоваться возможностью инвестировать в новые виды деятельности или в те виды деятельности, которые, несмотря на то, что вы этого хотели, не могли начать. От некоторых пациентов я узнал, что они возобновили чтение книг, возобновили или завершили важные дела, оставшиеся открытыми.

Очевидно, что очень демонизированные новые технологии, в частности, социальные сети, оказались очень полезны на данный момент и позволили нам избежать чувства изоляции и одиночества. Даже многие семьи смогли испытать почти уникальные и неповторимые моменты вместе.

Ясно, что мы должны избегать глубокого погружения в социальные сети, особенно на уровне новостей, иногда фальшивых, которые продолжают бомбить мозг катастрофическими и искаженными сообщениями. Поэтому особое внимание следует уделять тем, кто уже проявил признаки зависимости от новых технологий и социальных сетей, особенно подросткам, молодежи, а также взрослым.

Какие занятия психолог рекомендует для детей?

Непрерывность деятельности также важна для детей, потому что она обеспечивает им чувство безопасности. Поэтому избегайте оставлять детей дома с постоянно включенными тревожными источниками информации, чтобы не бомбардировать их ум частичной и искаженной картиной того, что происходит вне дома.

Дети должны быть защищены от иррациональности и паники взрослых, поэтому им не следует показывать изображения пустых полок в супермаркетах или полевых палаток за пределами больниц, а предлагать задачи, которые будут поддерживать чувство нормальности, поскольку, к счастью, школы, благодаря также технологиям, активировали себя, чтобы продолжить дидактическую и развлекательную деятельность и дома.

Те, кто находится в состоянии беспокойства, тревоги или даже паники, могут обратиться к психологу для решения этих проблем. Иногда это становится способом для разгрузки эмоций или даже травматических переживаний по другим событиям.


5.0/1