Для чего нужны нейропсихологические исследование – задачи врача нейропсихолога

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-11-22

Нейропсихология изучает связь между функционированием мозга и поведением человека. Нейропсихолог предлагает свою помощь, особенно людям с органическим поражением головного мозга. Его пациентами, чаще всего, являются лица с деменцией, после травмы головы, инсульта и нейрохирургической операции.

Выделяют также образовательную нейропсихологию, которая занимается анализом причин трудностей во время обучения.

Чем занимается нейропсихология

Нейропсихология – это наука из области медицины и психологии, которая занимается исследованием и описанием взаимодействий, происходящими между нервной системой и познавательными процессами с клинической точки зрения.

Девочка на приёме у врача нейропсихолога

Нейропсихолог анализирует последствия повреждения головного мозга человека, а также проводит нейропсихологическую терапию.

В чем заключается нейропсихологическое исследование

Нейропсихологическая диагностика является специализированной разновидностью психологической диагностики, в которой используются достижения клинической неврологии, психиатрии, теории о познании, лингвистики и других наук о человеке.

Нейропсихологический диагноз заключается в оценке познавательных процессов, таких как: восприятие, мышление, процессы внимания, памяти, языка и речи, особенности выполнения подсчета, написания и чтения. Анализируются аффективные процессы – характер раскрытия информации и переживаемых эмоций, их интенсивность, стабильность и адекватность.

Важным является понимание изучаемого, в том числе самосознание собственного функционирования и поведения в сфере межличностных отношений и профессии.

При анализе психических функций и поведения человека можно оценить отклонения от нормы по качественной и количественной характеристике, а также объяснить психологические механизмы выявленных нарушений по сравнению с группой здоровых людей.

Нейропсихологическое исследование – это масштабная процедура, которая занимает несколько часов. В случае низкой работоспособности исследуемого выполняется за несколько встреч, чтобы за один раз не нагружать его сильно.

Во время нейропсихологического исследования выполняют специальные тесты, клинические испытания, а также проводят интервью с пациентом и его семьей, которая может дать много информации, полезной для диагностики.

После проведенного обследования пациент получает психологическое заключение, содержащее наиболее важные диагностические сведения, которые необходимы для диагноза и подбора адекватного метода лечения.

Исследование может также служить для дифференциальной диагностики (возможно, наблюдаемые трудности являются последствием чрезмерного стресса, переутомления, депрессии или болезни нервной системы), оценки динамики течения болезни и результатов лечения, оценки образования и воспитания (определение специальных потребностей детей и подростков с врожденными или приобретенными дисфункциями головного мозга).

Нейропсихологические исследования – примеры тестов

В нейропсихологическом исследовании можно использовать различные тесты. Лучше всего, чтобы специалист провёл в начале предварительное исследование с помощью анкетирования MMSE (англ. Mini Mental State Examination). Оно состоит из 30 вопросов, направленных на оценку ориентации во времени и месте, запоминания, внимания, счета, вспоминания, идентификации, повторения, понимания, чтения, письма и рисования. Затем, в зависимости от потребностей, используются более конкретные вопросники.

Среди них можно упомянуть:

  • тест зрительной памяти Бентона – используется для исследования памяти и зрительного восприятия, а также эффективности графитомотора;
  • тест цветового соединения – используется для исследования различных процессов, связанных с вниманием и исполнительными функциями, и, в частности, для оценки целенаправленного поиска материала, содержания и искажения внимания, последовательной обработки информации и контроля собственного поведения;
  • тест сложной фигурой Рей-Остерриет – используется для исследования уровня перцептивного структуирования, внимания, визуально-двигательного контроля и непосредственной зрительной памяти;
  • калифорнийский тест языковых способностей – служит для измерения способности к обучению и запоминанию вербального материала;
  • фигуральный тест Руффа – используется для измерения невербальной способности к текучести и расходящемуся мышлению, способности изменять когнитивный набор, стратегии планирования и исполнительной способности координировать этот процесс;
  • лабиринтный тест Гротона – используется для оценки способности к обучению,
  • восприятия пространства, исполнительных функций и решения пространственных задач;
  • тест сортировки карт Висконсина – используется для измерения исполнительных функций, понимаемых как контрольные функции, контролирующие и направляющие когнитивную деятельность человека.

Нейропсихологическая терапия

Нейропсихологическая терапия развивалась на рубеже 60-х и 70-х годов XX в., когда возникли концепции, позволяющие восстановить утраченные когнитивные способности путем соответствующих упражнений. Ориентирована она, прежде всего, на расстройства памяти, восприятия, мышления и речи, а также поиск стратегий компенсации и устранения изъянов.

Продолжительность терапии и частота встреч – это вопрос индивидуальный, зависит от потребностей и возможностей пациента. Нейропсихологическая терапия является наиболее эффективной, когда будет начата как можно быстрее после заболевания или травмы.

Общей целью нейропсихологической реабилитации является улучшение качества жизни больного, повышение его независимости и улучшение способности справляться в общении с людьми и ежедневными обязанностями.


5.0/1