Откуда появляется суперфуд – полезны ли «полезные» продукты

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-06-17

Шоколад полезен для сердца, цикорий уменьшает риск развития болезней, а ягоды годжи вообще спасут от всех напастей — новостные порталы регулярно засыпают нас сообщениями об открытиях новых чудодейственных продуктов. Откуда на самом деле берутся эти открытия, кому и зачем они нужны.

Недавно журналисты обнаружили более 140 исследований о пользе шоколада, спонсированных компанией Mars. В своей научной ветви, Mars Symbioscience, компания Mars публиковала исследования о какао и здоровье с 2005 года.

Это не новое явление: множество исследований с громкими выводами на самом деле имеют заказчиками крупнейших производителей. Подобные громкие открытия становятся популярными, повторяются в СМИ – и влияют на то, что мы думаем о своем питании и здоровье.

Неаппетитная правда

Масштабное исследование таких манипуляций недавно провела исследователь, которая по забавному совпадению носит фамилию Нестле. «Наука о питании – это индустрия питания», — утверждает Марион Нестле. И поясняет: «Наука о питании началась в университетах, чтобы поддержать и развить индустрию питания». Например, исследования молока или мяса начали проводить для того, чтобы увеличить производство этих продуктов. Постепенно индустрия питания развивалась, в больших компаниях появились ученые, которые помогали изобретать новые продукты.

Для своей книги «Unsavory Truth» (англ. «неаппетитная правда») Нестле собрала 168 примеров научных исследований о еде, которые были проспонсированы компаниями-производителями. Например, исследование, заявляющее, что «грецкий орех уменьшает риск диабета и ожирения», профинансировано производителем грецких орехов.

156 из таких «открытий», делает вывод автор, показывают результаты, сфальсифицированные в пользу компании-спонсора.

Азиатская девушка-исследователь изучает состояние риса на ферме

В 2007 году ученые пересмотрели 206 исследований о пользе молока, газировки и фруктовых соков. Выяснилось, что исследования, проспонсированные компаниями-производителями, показывают положительные результаты о пользе продуктов в четыре-восемь раз чаще, чем те, которые финансировались из сторонних источников.

При этом нашлось всего 11 критических статей о том, как компании влияют на науку о питании – с 1975 года, когда об этом написали впервые, до настоящего момента. Никто не торопится осуждать производителей продуктов, ведь мы любим еду, питание нам необходимо, а некоторые продукты и вовсе легендарны. Например, людям нравится шоколад, у нас положительные ожидания от него: настолько хорош его кратковременный эффект. Компании активно пользуются этим, как в примере с Mars.

Невыгодные для себя открытия компании не хотят спонсировать. Получается, исследования о еде – на самом деле рекламные исследования.

Лапша с подсластителем

Самый обширный профайл в этом деле, пожалуй, принадлежит Coca-Cola. Компания платила ученым за продвижение посыла о том, что физические упражнения гораздо важнее питания. Корпорация зашла настолько далеко, что создала некоммерческую организацию, которая распространяла информацию, что американцы слишком много занимаются подсчетом калорий и слишком мало двигаются – чтобы отвлечь внимание от состава и калорийности своих напитков. После журналистского расследования The New York Times эта организация была расформирована. Большинство ученых считают наоборот: питание и калории больше влияют на наше здоровье и лишний вес, чем упражнения.

По собственной инициативе Coca-Cola раскрыла свои расходы на науку: более 132 млн долларов было направлено на научные исследования и партнерство с 2010 года.

В Америке биотехнологические компании нанимали ученых и платили им в форме грантов и поездок за освещение безопасности гербицидов – химических веществ, применяемых для уничтожения сорняков – на генетически модифицированных урожайных полях. После раскрытия электронной переписки было обнаружено, что ученым предлагали заготовленные ответы на вопросы о безопасности ГМО. Так биотехнологическая индустрия, по сути, опубликовала десятки статей под именами известных ученых.

В 2015 году было опубликовано исследование, по результатам которого 14 женщин, питавшихся в основном мясными продуктами и сырами, показали лучшие результаты по показателям, так называемого, хорошего холестерина, чем когда они питались менее жирной пищей. Исследование было критически прокомментировано за то, что было заранее составлено так, чтобы получить необходимый компании результат.

В 2011 году группа компаний, производящих Snickers и драже Skittles, профинансировала исследование о том, что дети, которые едят сладости, теряют вес, в отличие от тех, кто сладкого не ест. Внимательные журналисты выяснили, что эксперимент был проведен некорректно и по-настоящему никаких выводов из него сделать нельзя.

National Honey Board, финансируемая индустрией компания – промоутер мёда, заказала исследование о количестве сахара в мёде по сравнению с другими подсластителями, но оказалось, что особенно большой разницы нет. Не всегда результат оказывается в пользу заказчика, даже если все оплачено.

Пчёлы на сотах едят мёд и кормят матку

Чудес ожидать от продукта в принципе не стоит, поясняет Марион Нестле: «Сама идея, что какой-то продукт может содержать все необходимые вещества, противоречит здравому смыслу». «Мы едим не один какой-то продукт, а много разных, комбинируя их день ото дня – это разнообразие продуктов и питает нас, удовлетворяя наши потребности», — уточняет ученый.

А провести настолько точное исследование, чтобы сказать, что глютен убьет человечество, а шпинат спасет, практически невозможно: собрать правдивую информацию о питании и самочувствии людей на самом деле очень трудно. «Мне нужны камера, имплантат в вашем желудке и в экскрементах, а также устройство, которое забирало бы ваши анализы и мгновенно отправляло бы результаты мне», – шутит ученый из Стэнфордского университета Кристофер Гарднер.

Все, что вы знали о питании, – правда

«Будьте немного скептичны», – советует Марион Нестле. «Если вы видите заголовок, что какой-то продукт творит чудеса, особенно несколько разнообразных чудес сразу, лучше спросить, кто за это открытие заплатил, — советует она. — Ни один продукт не творит чудеса – наше питание, организм, образ жизни немного сложнее. Также не верьте заявлениям типа «всё, что вы знали о питании, – неправда». Наука не делает таких заявлений».

Оставаться приверженным здоровому питанию не так сложно. Разнообразие и способ приготовления играют большую роль. Лучший совет: есть больше неприготовленных продуктов, не переедать и оставаться активными.


5.0/1