Депрессия – это психическое расстройство характеризующееся длительным снижением настроения и связанными с ним соматическими симптомами. Сегодня болезнь стала проблемой цивилизации, касаясь всё большего и большего числа взрослых.
В течение многих лет считалось, что это расстройство не встречается у детей и подростков. Но, судя по современному состоянию знаний, от реальной депрессии страдает 1% дошкольников, 2% школьников до 12 лет и каждый пятый подросток.
Депрессия у детей и подростков – проблемы диагностики
Симптомы детской депрессии часто имеют нехарактерную форму и напоминают проявления других психических расстройств или соматических заболеваний. Диагностику затрудняет также тот факт, что депрессия у детей и подростков часто сопутствует другим проблемам – тревожное расстройство, СДВГ, анорексия, употребление психоактивных веществ. Её легко спутать с поведением и эмоциями, характерными для периода полового созревания, которые с возрастом исчезают самопроизвольно.
Следует иметь в виду, что дети не только не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, но и часто не могут адекватно вербализовать свои проблемы и эмоциональные состояния. Поэтому воспитатели должны часто разговаривать с ребенком о его самочувствии и сохранять бдительность, если в течение длительного периода он имеет проблемы с повседневной работой дома, в школе или в группе сверстников.
Симптомы депрессии у детей и подростков
Наиболее часто встречающиеся симптомы депрессии у подростков и детей – это:
- снижение настроения, которое, хотя и может принимать форму печали и апатии, часто проявляется раздражительностью, злостью, враждебностью по отношению к окружающим
- генерализованный страх
- снижение активности – нежелание принимать повседневные обязанности, отказ ходить в школу и даже просыпаться утром, соблюдать личную гигиену
- пессимистическое восприятие действительности, негативная самооценка, чрезмерное чувство вины, повышенная чувствительность к критике
- скука, отказ от активности, ограничение интересов и контактов со сверстниками
- нарушения активности, синдром дефицита внимания – замедление или чрезмерное возбуждение, действия компульсивного характера (например, обгрызание ногтей)
- трудности с концентрацией внимания, запоминанием, ухудшение успеваемости в учебе
- несоблюдение правил (прогулы, побеги из дома), принятие необдуманных, рискованных действий, употребление психоактивных веществ
- соматические болезни (например, головные боли, сердцебиение, ночной энурез) несвязанные с другими заболеваниями
- аутоагрессивные действия (например, членовредительство), мысли или попытки самоубийства
Причины депрессии у детей и подростков
Детская депрессия может развиться вследствие генетических особенностей, гормональных или нейротрансмиссионных нарушений.
Однако, чаще в основании находятся факторы окружающей среды, такие как:
- дисфункциональные отношения с опекунами (отсутствие поддержки, интереса или чрезмерный контроль, психическое или физическое давление, отсутствие одного из родителей, связанное, например, с разводом)
- сложная семейная ситуация (болезни, конфликты, зависимости, насилие, материальные проблемы, социальная изоляция семьи)
- травматические события (смерть члена семьи, насилие в школе)
- чрезмерная чуствительность к стрессу
- отвержение группой ровестников, одноклассников
- неудачи в учебе или других сферах деятельности
В период полового созревания на самочувствие подростка влияют, кроме того:
- гормональные изменения
- проблемы с принятием изменений тела
- дилеммы, связанные с определением собственной идентичности и системы ценностей
- первые самостоятельные действия, принятие новых социальных ролей
Это нормальный этап развития. Однако, он может усугубить уже имеющиеся расстройства депрессивного характера или – в случае наличия других факторов, способствующих развитию депрессии – стать их началом.
Лечение депрессии у детей и подростков
Детская форма депрессии повышает риск развития подобных нарушений в будущем, и может иметь ряд негативных, сложных последствий. Влияет на качество функционирования молодого человека в дальнейшей, взрослой жизни, например, на его умение строить отношения или профессиональное развитие. Часто приводит к соматическим заболеваниям и даже самоубийству. Поэтому обязательно требует лечения!
Ребенку в депрессии помогать должны, прежде всего, люди из ближайшего окружения – семья, учителя. Их роль заключается в предъявлении больному интереса, понимания, поддержки, обеспечении ему оптимальных условий для дальнейшего развития.
Вторым шагом является психотерапия. Выбор метода – после психологической или психиатрической консультации – зависит от конкретной ситуации. Специалист может предложить индивидуальные или групповые занятия, проводимые в русле когнитивно-поведенческой или психодинамической терапии. Как правило, при этом делается акцент на вовлечение в терапию ближайших родственников больного.
В связи с незрелостью центральной нервной системы, фармакотерапия у молодых пациентов рассматривают в последнюю очередь. Рекомендуется в случае выраженности симптомов, затрудняющих повседневную работу или не позволяющих принять другие терапевтические формы воздействия. Рекомендуется также в случае угрозы здоровью или жизни больного (психотических симптомов, суицидальные попытки). Наиболее распространенными в этой возрастной группе пациентов антидепрессантами являются препараты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина.
Лечение депрессии у детей и подростков обычно проводится в клиниках психического здоровья или центрах дневного пребывания. Но иногда необходима госпитализация в детских отделениях психиатрических больниц.