Руководители медицинских организаций и другие лица, оказывающие медицинские услуги, обязаны принимать меры по предотвращению распространения инфекций и инфекционных заболеваний, выполнение которых должно быть документально оформлено. Внутрибольничные инфекции, связанные с оказанием медицинских услуг, представляют собой серьезную проблему для всех больниц.
Наиболее частыми источниками передачи бактерий являются грязные руки персонала, зараженное окружение пациента, нестерильное оборудование, привлечение людей, неподготовленных к работе в больницах, или не обеспечение специальных условий госпитализации для пациентов.
К действиям медицинского персонала в рамках профилактических мер распространении инфекции относятся:
- разработка, внедрение и контроль над процедурами, предотвращающими инфекции и инфекционных заболеваний, связанным с предоставлением медицинской помощи;
- применение средств индивидуальной защиты в профилактических целях;
- ведение внутреннего контроля в отношении их реализации.
В случае лечебной деятельности в рамках функционирования больницы, именно руководители несут обязанности внедрения и обеспечения функционирования всей системы профилактики и борьбы с инфекциями. Отлаженная система инфекционного контроля и профилактики с помощью аламинола дезинфицирующего средства – эффективный инструмент для ограничения случаев заражения.
Эти меры также должны включать:
- создание группы и комитета по контролю внутрибольничных инфекций и контроль за их деятельностью;
- оценку риска, мониторинг и регистрацию внутрибольничных инфекций и факторов;
- правильную организацию предоставления медицинских услуг;
- составление отчетов о текущей эпидемиологической ситуации больницы и регистрация подтвержденного эпидемиологического роста числа внутрибольничных инфекций.
Если ваша работа не связана непосредственно с предоставлением медицинских услуг, а вы выполняете процедуры, в ходе которых происходит нарушения целостности тканей человека, тогда нужно развернуть и разработать процедуры, обеспечивающие защиту от инфекций и инфекционных заболеваний.
Что должна включать в себя процедура
Процедура – это набор правил поведения медицинского и вспомогательного персонала. Она требует назначить лицо или лиц, ответственных за их контроль и выполнение. Нет единой формулы, определяющей, как эта процедура должна выглядеть, однако, учитывая тот факт, что она должна регулировать порядок действий, в ходе которых происходит нарушения целостности тканей, должны быть в ней разработаны правила:
- использования оборудования, подвергаемого стерилизации;
- проведения дезинфекции кожи и слизистых оболочек;
- дезактивации оборудования и помещений.
Реализация этих требований, как и ведение документации с этим связанной, подлежат контролю органов госсанэпиднадзора. По правилам не внедрение или нарушение процедур, обеспечивающих защиту от инфекций и инфекционных заболеваний, подлежит штрафу.
Советы по содержанию процедуры дезинфекции
-
Введение
Должно содержать общие сведения о разработке и применении процедуры. Что является её предметом и какова цель разработки?
-
Определения
Здесь вы можете выписать понятия, которые появляются в процедуре, вместе с объяснением их значения, определения, связанные с предметом исследования.
-
Общие положения
Здесь следует описать, кого касаются процедуры на рабочем месте и кто обязан их применять, кто отвечает за разработку и внедрение.
-
Процедуры
Должны содержать максимально подробную информацию о проводимых действиях. Включает описания, касающиеся времени, продолжительности, даже самые маленькие шаги, которые могут быть опущены из-за банальности или неактульности.
- Процедура гигиенической чистки, дезинфекции и ухода за руками
Основной путь распространения инфекций в больницах – руки врачей и медсестер. В половине случаев заражение происходит из-за халатности медицинского персонала. Персонал должен мыть руки не только перед и после контакта с пациентом, а также после воздействия с биологическими жидкостями, а также после контакта с окружением пациента.
Процедура должна включать в себя способ мытья, сушки, дезинфекции и ухода за руками, частота этих действий и в каких случаях её выполняем, виды средств, используемых, чтобы описать место, используемые для этих процедур (умывальник, полотенца одноразовые, оборудование с горячей и холодной водой), способ подготовки этих действий, защитные средства, используемые при работе (перчатки), а также случаи и частоту их использования.
Стоит отметить, что процедура мытья рук с использованием мыла и воды, мы используем тогда, когда нашей целью является лишь очищение от загрязнений. Когда дело дошло до контакта с инфекционным материалом или биологическими жидкостями, врач готовит себя к контакту с пациентом и его окружением, а также непосредственно после него, то применяем дезинфекцию рук. Стоит ознакомиться и внедрить руководящие принципы ВОЗ, касающиеся гигиенического мытья рук.
- Дезинфекция кожи перед процедурами
Укажите дезинфицирующее средство, используемое для дезинфекции кожи, материалы, используемые для этой цели (тампоны, марля и т.д.). Средства индивидуальной защиты, используемые до и после процедуры, и опишите процедуры, перед которыми проводится дезинфекция кожи пациента.
- Поведение после пореза или контакта с инфекционным материалом
Процедура должна включать описание действий в случае травмы, вызванной загрязненными инструментами, и в случае контакта кожи и слизистой оболочки с кровью пациента или другим инфекционным материалом.
- Средства индивидуальной защиты работников
Регулярные профилактические мероприятия по охране здоровья связаны с воздействием на персонал инородных тел и заражением микробами дыхательных путей или слизистых оболочек. Опасные случаи можно свести к минимуму с помощью масок, защитных очков, козырьков, фартуков и другой формы. Здесь необходимо указать средства индивидуальной защиты, используемые на работе, когда и в каких случаях они надеваются (во время каких процедур), является ли это одноразовой или многоразовой одеждой, методы профилактики инфекций (частота смены, форма одежды).
- Обращение с грязной и чистой нижнее белье
Это чрезвычайно важный аспект предотвращения передачи микроорганизмов в повседневной работе. По этой причине следует разработать и внедрить меры по созданию чистой среды, свободной от опасных веществ, представляющих угрозу для пациентов и персонала. Процедура должна охватывать принципы стирки и дезинфекции нижнего белья, защитной одежды и средств для уборки (швабры), используемых в кабинетах.
Одежда – важный фактор передачи инфекций. Рукава халата должны заканчиваться выше локтей. Однако, врачи часто носят халаты с длинными рукавами, что является ошибкой. Рукава часто соприкасаются с руками, на которых обитают бактерии.
В случае использования одноразовой одежды необходимо указать, как с ней обращаться после работы. В случае одежды многоразового использования укажите комнату для стирки или комнату, куда передают грязную одежду, способ хранения грязной одежды и белья (место, помещение, используемые моющие средства), транспортировку их к месту стирки, меры безопасности для исключения контакта грязного белья с чистым.
Также следует помнить, что стирка защитной одежды, спецодежды или грязного белья разрешена на рабочем месте, если для этого есть отдельное помещение. Стирка в частных домах недопустима.
- Оборудование/инструменты для работы, используемые во время процедур
Оборудование для лечебных процедур делится на одноразовое и многоразовое. Перечислите их виды, используемые для лечения, опишите способы обращения с одноразовым оборудованием (его хранение, утилизация). Многоразовые инструменты – в связи с их предполагаемым повторным использованием – должны подвергаться дезинфекции и/или стерилизации после каждого использования.
Вы также должны подробно описать процесс дезинфекции / стерилизации инструментов (подготовка к процессу, его ход и последующие действия), определить место или комнату для хранения инструментов до и после дезинфекции, а также материалы, необходимые для её проведения (ванна, автоклав, дезинфицирующие средства – виды и их подготовка с инструкциями по приготовлению рабочего раствора и др.), типы средств индивидуальной защиты, применяемые при проведении работ, условия хранения, меры предосторожности.
- Мойка и дезинфекция поверхности
Поверхности, загрязненные биологическим материалом. Следует определить правила поведения в случае загрязнения поверхности биологическим материалом (кровью, выделениями), спектр дезинфицирующих препаратов, предназначенных для этих целей и инструкции по приготовления раствора, защитные и превентивные меры, используемые до и после очистки поверхности (перчатки, мытье и дезинфекция рук и т.д.).
Большие моющиеся поверхности. Опишите правила поведения при очистке и дезинфекции всех больших моющихся поверхностей: столешниц, столов, диванов, стульев, дверей, полов, стен, мебели, медицинского оборудования, используемых средств для чистки и дезинфекции, а также инструкции по приготовлению раствора, способ и периодичность их проведения.
Очистка и дезинфекция небольших и труднодоступных поверхностей. Процедура должна включать правила дезинфекции небольших и труднодоступных поверхностей, таких как: медицинское оборудование, подоконники, столешницы, дверные ручки, лечебные кресла и тому подобное. При дезинфекции труднодоступных мест и щелей рекомендуется использовать готовые салфетки, пропитанные препаратом, либо нанести его непосредственно на ткань или марлевую салфетку. Такие поверхности требуют использования готовых к применению препаратов широкого спектра действия согласно инструкции производителя. В этот раздел важно включить информацию о типах используемых дезинфицирующих средств.
- Обращение с медицинскими отходами
Опишите здесь подробные данные, касающиеся предварительного хранения, селективного сбора и транспортировки внутри учреждения, с учетом типа «производимых» отходов с разделением на коды, вид контейнеров и мешков, температурными условиями их хранения, с описанием помещений или/и оборудования, предназначенных для их хранения, средствами, предназначенных для транспортировки этих отходов внутри учреждения, а также методов обезвреживания.
- Процедура гигиенической чистки, дезинфекции и ухода за руками
-
Правовые акты
Все законы, постановления, нормы, международные соглашения и местные правовые акты, которые использовались при подготовке процедур, должны быть перечислены. Следует провести их обновление.
-
Приложения
Все дополнительные элементы процедуры должны быть включены. Приложением может быть, например, инструкция по приготовлению дезинфицирующих средств.
Казалось бы, эти действия понятны и очевидны, а использовать их в повседневной работе очень просто. Однако, сам объём обязанностей, а иногда и недостаток знаний и осведомленности очень часто приводит к ошибкам, которые мы можем видеть во время периодических проверок. Эффективные системы инфекционного контроля помогут снизить риск заражения на 55-70%.