Что должна включать процедура защиты от заражения инфекцией

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-08-25

Руководители медицинских организаций и другие лица, оказывающие медицинские услуги, обязаны принимать меры по предотвращению распространения инфекций и инфекционных заболеваний, выполнение которых должно быть документально оформлено. Внутрибольничные инфекции, связанные с оказанием медицинских услуг, представляют собой серьезную проблему для всех больниц.

Наиболее частыми источниками передачи бактерий являются грязные руки персонала, зараженное окружение пациента, нестерильное оборудование, привлечение людей, неподготовленных к работе в больницах, или не обеспечение специальных условий госпитализации для пациентов.

К действиям медицинского персонала в рамках профилактических мер распространении инфекции относятся:

  • разработка, внедрение и контроль над процедурами, предотвращающими инфекции и инфекционных заболеваний, связанным с предоставлением медицинской помощи;
  • применение средств индивидуальной защиты в профилактических целях;
  • ведение внутреннего контроля в отношении их реализации.

В случае лечебной деятельности в рамках функционирования больницы, именно руководители несут обязанности внедрения и обеспечения функционирования всей системы профилактики и борьбы с инфекциями. Отлаженная система инфекционного контроля и профилактики с помощью аламинола дезинфицирующего средства – эффективный инструмент для ограничения случаев заражения.

Эти меры также должны включать:

  • создание группы и комитета по контролю внутрибольничных инфекций и контроль за их деятельностью;
  • оценку риска, мониторинг и регистрацию внутрибольничных инфекций и факторов;
  • правильную организацию предоставления медицинских услуг;
  • составление отчетов о текущей эпидемиологической ситуации больницы и регистрация подтвержденного эпидемиологического роста числа внутрибольничных инфекций.

Иллюстрация на тему борьбы с заражением инфекцией

Если ваша работа не связана непосредственно с предоставлением медицинских услуг, а вы выполняете процедуры, в ходе которых происходит нарушения целостности тканей человека, тогда нужно развернуть и разработать процедуры, обеспечивающие защиту от инфекций и инфекционных заболеваний.

Что должна включать в себя процедура

Процедура – это набор правил поведения медицинского и вспомогательного персонала. Она требует назначить лицо или лиц, ответственных за их контроль и выполнение. Нет единой формулы, определяющей, как эта процедура должна выглядеть, однако, учитывая тот факт, что она должна регулировать порядок действий, в ходе которых происходит нарушения целостности тканей, должны быть в ней разработаны правила:

  • использования оборудования, подвергаемого стерилизации;
  • проведения дезинфекции кожи и слизистых оболочек;
  • дезактивации оборудования и помещений.

Реализация этих требований, как и ведение документации с этим связанной, подлежат контролю органов госсанэпиднадзора. По правилам не внедрение или нарушение процедур, обеспечивающих защиту от инфекций и инфекционных заболеваний, подлежит штрафу.

Советы по содержанию процедуры дезинфекции

  1. Введение

    Должно содержать общие сведения о разработке и применении процедуры. Что является её предметом и какова цель разработки?

  2. Определения

    Здесь вы можете выписать понятия, которые появляются в процедуре, вместе с объяснением их значения, определения, связанные с предметом исследования.

  3. Общие положения

    Здесь следует описать, кого касаются процедуры на рабочем месте и кто обязан их применять, кто отвечает за разработку и внедрение.

  4. Процедуры

    Должны содержать максимально подробную информацию о проводимых действиях. Включает описания, касающиеся времени, продолжительности, даже самые маленькие шаги, которые могут быть опущены из-за банальности или неактульности.

    • Процедура гигиенической чистки, дезинфекции и ухода за руками

    Основной путь распространения инфекций в больницах – руки врачей и медсестер. В половине случаев заражение происходит из-за халатности медицинского персонала. Персонал должен мыть руки не только перед и после контакта с пациентом, а также после воздействия с биологическими жидкостями, а также после контакта с окружением пациента.

    Процедура должна включать в себя способ мытья, сушки, дезинфекции и ухода за руками, частота этих действий и в каких случаях её выполняем, виды средств, используемых, чтобы описать место, используемые для этих процедур (умывальник, полотенца одноразовые, оборудование с горячей и холодной водой), способ подготовки этих действий, защитные средства, используемые при работе (перчатки), а также случаи и частоту их использования.

    Стоит отметить, что процедура мытья рук с использованием мыла и воды, мы используем тогда, когда нашей целью является лишь очищение от загрязнений. Когда дело дошло до контакта с инфекционным материалом или биологическими жидкостями, врач готовит себя к контакту с пациентом и его окружением, а также непосредственно после него, то применяем дезинфекцию рук. Стоит ознакомиться и внедрить руководящие принципы ВОЗ, касающиеся гигиенического мытья рук.

    • Дезинфекция кожи перед процедурами

    Укажите дезинфицирующее средство, используемое для дезинфекции кожи, материалы, используемые для этой цели (тампоны, марля и т.д.). Средства индивидуальной защиты, используемые до и после процедуры, и опишите процедуры, перед которыми проводится дезинфекция кожи пациента.

    • Поведение после пореза или контакта с инфекционным материалом

    Процедура должна включать описание действий в случае травмы, вызванной загрязненными инструментами, и в случае контакта кожи и слизистой оболочки с кровью пациента или другим инфекционным материалом.

    • Средства индивидуальной защиты работников

    Регулярные профилактические мероприятия по охране здоровья связаны с воздействием на персонал инородных тел и заражением микробами дыхательных путей или слизистых оболочек. Опасные случаи можно свести к минимуму с помощью масок, защитных очков, козырьков, фартуков и другой формы. Здесь необходимо указать средства индивидуальной защиты, используемые на работе, когда и в каких случаях они надеваются (во время каких процедур), является ли это одноразовой или многоразовой одеждой, методы профилактики инфекций (частота смены, форма одежды).

    • Обращение с грязной и чистой нижнее белье

    Это чрезвычайно важный аспект предотвращения передачи микроорганизмов в повседневной работе. По этой причине следует разработать и внедрить меры по созданию чистой среды, свободной от опасных веществ, представляющих угрозу для пациентов и персонала. Процедура должна охватывать принципы стирки и дезинфекции нижнего белья, защитной одежды и средств для уборки (швабры), используемых в кабинетах.

    Одежда – важный фактор передачи инфекций. Рукава халата должны заканчиваться выше локтей. Однако, врачи часто носят халаты с длинными рукавами, что является ошибкой. Рукава часто соприкасаются с руками, на которых обитают бактерии.

    В случае использования одноразовой одежды необходимо указать, как с ней обращаться после работы. В случае одежды многоразового использования укажите комнату для стирки или комнату, куда передают грязную одежду, способ хранения грязной одежды и белья (место, помещение, используемые моющие средства), транспортировку их к месту стирки, меры безопасности для исключения контакта грязного белья с чистым.

    Также следует помнить, что стирка защитной одежды, спецодежды или грязного белья разрешена на рабочем месте, если для этого есть отдельное помещение. Стирка в частных домах недопустима.

    • Оборудование/инструменты для работы, используемые во время процедур

    Оборудование для лечебных процедур делится на одноразовое и многоразовое. Перечислите их виды, используемые для лечения, опишите способы обращения с одноразовым оборудованием (его хранение, утилизация). Многоразовые инструменты – в связи с их предполагаемым повторным использованием – должны подвергаться дезинфекции и/или стерилизации после каждого использования.

    Вы также должны подробно описать процесс дезинфекции / стерилизации инструментов (подготовка к процессу, его ход и последующие действия), определить место или комнату для хранения инструментов до и после дезинфекции, а также материалы, необходимые для её проведения (ванна, автоклав, дезинфицирующие средства – виды и их подготовка с инструкциями по приготовлению рабочего раствора и др.), типы средств индивидуальной защиты, применяемые при проведении работ, условия хранения, меры предосторожности.

    • Мойка и дезинфекция поверхности

    Поверхности, загрязненные биологическим материалом. Следует определить правила поведения в случае загрязнения поверхности биологическим материалом (кровью, выделениями), спектр дезинфицирующих препаратов, предназначенных для этих целей и инструкции по приготовления раствора, защитные и превентивные меры, используемые до и после очистки поверхности (перчатки, мытье и дезинфекция рук и т.д.).

    Большие моющиеся поверхности. Опишите правила поведения при очистке и дезинфекции всех больших моющихся поверхностей: столешниц, столов, диванов, стульев, дверей, полов, стен, мебели, медицинского оборудования, используемых средств для чистки и дезинфекции, а также инструкции по приготовлению раствора, способ и периодичность их проведения.

    Очистка и дезинфекция небольших и труднодоступных поверхностей. Процедура должна включать правила дезинфекции небольших и труднодоступных поверхностей, таких как: медицинское оборудование, подоконники, столешницы, дверные ручки, лечебные кресла и тому подобное. При дезинфекции труднодоступных мест и щелей рекомендуется использовать готовые салфетки, пропитанные препаратом, либо нанести его непосредственно на ткань или марлевую салфетку. Такие поверхности требуют использования готовых к применению препаратов широкого спектра действия согласно инструкции производителя. В этот раздел важно включить информацию о типах используемых дезинфицирующих средств.

    • Обращение с медицинскими отходами

    Опишите здесь подробные данные, касающиеся предварительного хранения, селективного сбора и транспортировки внутри учреждения, с учетом типа «производимых» отходов с разделением на коды, вид контейнеров и мешков, температурными условиями их хранения, с описанием помещений или/и оборудования, предназначенных для их хранения, средствами, предназначенных для транспортировки этих отходов внутри учреждения, а также методов обезвреживания.

  5. Правовые акты

    Все законы, постановления, нормы, международные соглашения и местные правовые акты, которые использовались при подготовке процедур, должны быть перечислены. Следует провести их обновление.

  6. Приложения

    Все дополнительные элементы процедуры должны быть включены. Приложением может быть, например, инструкция по приготовлению дезинфицирующих средств.

Казалось бы, эти действия понятны и очевидны, а использовать их в повседневной работе очень просто. Однако, сам объём обязанностей, а иногда и недостаток знаний и осведомленности очень часто приводит к ошибкам, которые мы можем видеть во время периодических проверок. Эффективные системы инфекционного контроля помогут снизить риск заражения на 55-70%.


5.0/1