Психология толпы – что это за реакция – важные характеристики

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-04-01

Психология толпы – это отрасль социальной психологии, занимающаяся проблематикой больших групп. В то же время сам феномен функционирования толпы связан с поведением индивида, формируемого под влиянием сообщества.

Создатель понятия психологии толпы ученый Гюстав Ле Бон. В 1985 году выпустил книгу «Психология толпы», в которой изложил анализ поведения групп. Автор предположил, что это что-то большее, чем поведение составляющих групп единиц. Он утверждал, что о толпе можно говорить тогда, когда мысли составляющих её людей контролируются общей идеей.

Толпа как предмет психологии

Толпа как феномен, о котором писал Ле Бон, стала предметом интереса социальной психологии. При рассмотрении этого явления учитываются сообщества, состоящие из людей, которых что-то связывает – они встречаются благодаря общим интересам (например, на концерте, матче), целям (например, на манифестации). В этом смысле толпой могут быть не только люди, собравшиеся на небольшом пространстве, но и в сотне километров друг от друга, несмотря на расстояние, связанные одной идеей (например, патриотическим восстанием).

Действуя в равных обстоятельствах, такие люди подвергаются одинаковым раздражителям, и поэтому в одно время имеют одинаковые чувства и настроения. Их сопоставимое психическое состояние обусловлено не только особенностями, которые их связывают, и ситуацией, переживаемой вместе, но и тем фактом, что эмоции – особенность толпы.

Толпа молодёжи на празднике красок

Толпа легко разделяет не только эмоции, но и поведение. Человек временно теряет индивидуальность и личностные качества, и даже способность обдумывать своё поведение. Он становится способным на дела, которые она никогда бы не совершил, если бы действовал один в той же ситуации. Характер этих действий зависит от обстоятельств. Обычно в толпе нет стандартов, и она не имеет чёткой организованности.

Ей правят эмоции, что может привести к нежелательному поведению – разрушительному и даже преступному. Тем не менее, благородные чувства, такие как героизм, также могут быть реализованы в толпе.

Психология толпы дифференцирует типы сообществ из-за различных мотивов их действий:

  • выразительная толпа (например, призывающая к миру)
  • обычная толпа (например, зрители в театре)
  • агрессивная толпа (например, осуществляющая самосуд)
  • убегающая толпа (например, в панике)

Психология личности в толпе

Присутствие в толпе высвобождает ряд эмоций и форм поведения, которые человек никогда не будет реализовывать в одиночку. В толпе обнаруживаются такие явления, как аффективное заражение или рассеяние ответственности.

Толпа вызывает сильные, часто даже экстремальные эмоции. Только в присутствии других людей вы можете испытать настоящую эйфорию или панику – обычно этого не происходит в одиночку. В толпе реакции более сильные, более спонтанные, часто преувеличенные, необдуманные. Инстинктивные рефлексы преобладают над рациональным выбором. Следовательно, люди могут быть увлечены толпой или подражать поведению большинства, предполагая, что другие знают, что делать.

Принимая эмоции и поведение других людей, человек теряет чувство индивидуальности. В толпе человек чувствует себя анонимным, что облегчает ему выполнение действий, которые обычно ему не позволяют осуществлять социальные и моральные принципы, боязнь осуждения, насмешки или боязнь юридических последствий. Толпа добавляет смелости, чувства безопасности и силы, поэтому человек может позволить себе совершать преступные действия, с одной стороны, и героические – с другой.

Исчезновение индивидуальности также вызывает рассеивание ответственности. В ситуации, когда каждый участник событий становится «анонимным», никто не чувствует себя виноватым в последствиях действия толпы. Более того, в толпе снижается вероятность реакции на кризисную ситуацию – чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-то из толпы окажет помощь человеку, который в ней нуждается.

Психология толпы на практике

Блокируя индивидуальность в человеке, толпа контролирует его эмоции и поведение. Противостоять воле толпы психологически практически невозможно. Человек в толпе, в некотором смысле, превращается в пассивный автомат, управляемый механизмами, описанными выше. Это также означает, что им можно манипулировать.

На основе открытий психологии толпы разработана социальная инженерия, используемая в политическом маркетинге или рекламе. Исходя из предположения, что человеческие массы действуют нерационально, они поддаются манипуляции с помощью простых слов и призывов. Эти методы часто оказываются чрезвычайно эффективными.

Опыт пребывания в толпе неизбежен в жизни. Это часто служит благородным целям. Тем не менее, это может повлечь за собой множество негативных последствий, о которых человек будет сожалеть, когда осознает последствия действий, совершенных в толпе. Вот почему, несмотря на подавляющее влияние психологии толпы, всегда стоит пытаться сохранять бдительность и самостоятельности мышления.


5.0/1