Методы и преимущества социотерапии при работе с детьми и молодежью

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-11-25

Изначально социальная терапия представляла собой инструмент психиатрии. Включала в себя действия, которые должны были предотвратить социальную изоляцию больного человека или реинтегрировать его в общество.

В настоящее время социотерапия является широко используемым методом работы с людьми, которые испытывают трудности в работе в социальных группах.

Для кого нужна социотерапия

Занятия по социальной терапии могут помочь людям:

  • психически больным
  • страдающих расстройствами личности, неврозами
  • борющимся с зависимостями
  • инвалидам
  • пожилым и одиноким
  • борющимся с жизненными проблемами

Одной из наиболее распространенных практик является организация социально-терапевтических занятий для детей с поведенческими расстройствами (гиперактивность, агрессивность, отстраненность) или с эмоциональными проблемами (беспокойство, неуверенность). К ним относятся несовершеннолетние дети, которыми пренебрегали, из неблагополучных семей, которые сталкиваются с трудностями в обучении или имеют конфликты со сверстниками.

Социотерапия с ребёнком в зеленой рубашке

Социотерапия направлена на коррекцию нежелательного поведения, стандартов обучения и установок, которые позволяют функционировать в обществе.

Цели социотерапии для детей и подростков

Социотерапия в школе, детском саду или группе продленного дня – это занятия, основанные на работе в группе. В безопасных и контролируемых квалифицированным терапевтом условиях участники имеют возможность проверить своё мировоззрение, негативный опыт и дисфункциональные модели поведения. Они приобретают социальные навыки, необходимые в процессе обучения, в среде сверстников. Социально-терапевтическая программа также включает упражнения, способствующие личностному развитию, построению позитивной самооценки.

Социотерапия для детей и подростков используется:

  • при изучении поведения, социально приемлемых норм
  • при изучении определенных социальных ролей
  • для формирования навыков выполнения и построения хороших отношений
  • для развития напористости, умения справляться в конфликтных ситуациях
  • для получение навыков использования поддержки со стороны других людей
  • для углубления знаний о другом человеке
  • для удовлетворения социальных нужд
  • для познании самого себя, собственных сильных и слабых сторон
  • для формирования самоуважения
  • для получения навыков самопрезентации
  • для снятия эмоционального напряжения
  • для обучения способности контроля эмоций
  • для развития интересов и определения возможности их реализации

Методы социотерапии

Социально-терапевтические занятия для детей и подростков проводятся в группах по 10-14 человек (в зависимости от возраста участников – чем моложе, тем меньше должна быть группа). Каждое собрание имеет определенную структуру и детальную цель, и их цикл должен быть объединен в единое целое.

Основой работы команды является создание атмосферы безопасности и взаимного доверия, которая является «групповым контрактом» – установление четко определенных стандартов поведения. Участники встреч обязуются, например, не оценивать других, не мешать людям, которые говорят, и т.д.

Роль психотерапевта заключается в том, чтобы у детей развивалось чувство связи и желание сотрудничать.

Социально-терапевтические методы, часто используемые терапевтами, включают:

  • психодрама, пантомима – проигрывание ситуаций и эмоций, которые случаются в повседневной жизни
  • библиотерапия – чтение историй, рассказов и обсуждение отношений героев
  • терапевтический рисунок – создание изображений, изображающих, например, определенные эмоции
  • людотерапия – правильно подобранные игры в группе
  • межличностное обучение – упражнения на развитие конструктивного поведения в межличностных отношениях

Вышеуказанные методы позволяют участникам усваивать позитивные модели поведения и обучаться социальным навыкам. В то же время наблюдение за детьми позволяет терапевту узнать о проблемах, с которыми они сталкиваются.

Диагноз, поставленный во время социальной терапии, может быть основой для индивидуального плана лечения. Часто это также становится основой для изменения среды ребенка, которая сформировала его дисфункциональное поведение.

Курс социотерапии

По данным многочисленных исследований, касающихся эффективности социотерапии, этот метод приносит ощутимые эффекты. Особенно быстро учатся социальному поведения и применяют его на практике маленькие дети.

В связи с этим возрастает спрос на социотерапевтов. Необходимое образование можно получить в ходе обучения на аспирантуре в области гуманитарных наук (включая педагогическую подготовку).


5.0/2