Дисграфия у детей – исправление и причины нарушения в написании слов

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-09-15

Дисграфия – это специфические расстройства обучения, из которых ребёнок не в состоянии писать слова правильно и понятно. Как правило, первые симптомы заболевания заметны у ребенка после первых нескольких лет начальной школы, потому что изначально беспорядок в записях объясняется усталостью от обучения.

Что такое дисграфия – особенности и типы

Дисграфия проявляется трудностями в обучении правильному и понятному написанию от руки. Она, вместе с дислексией, дисорфографией и дискалькулией является частью специфического расстройства обучения, а также называется расстройством письменной речи, потому что проявляется нарушением в написании графики, букв, цифр и фигур.

Как правило, расстройство возникает в третьем классе. В течение двух предшествующих лет, как правило, не придают большого значения этой проблеме, приписывая проблемы с написанием букв усталости от обучения. Навык написания не появляется автоматически, как сам язык, он требует усилий и наличие ряда факторов, тесно связанных между собой, таких как уровень интеллекта, развитие моторики, латерализация (связь глаз-рука), организации пространства-времени, фонологического кодирования (способность сопоставлять звуки графическим знакам).

Как правило, в третьем классе эти функции хорошо зафиксированы и письмо от руки становится автоматизированным, однако, если возникает неисправность одного из факторов, упомянутых выше, возникает аномалия, более или менее серьезная.

При поверхностном анализе дисграфия может показаться вторичным расстройством и совершенно незначительным, но, на самом деле, это совсем не так. По сути, дисгарфия может поставить под угрозу способности ребенка изъяснять свои идеи, приводит к плохой успеваемости в школе ребенка, который не в состоянии выполнить задачи как в школе, так и дома. Такие трудности, часто путают с вялостью или ленью.

Дисграфия встречается довольно часто – поражает до 10% детей, преимущественно мужского пола, и, если не будет своевременно обнаружена, с течением времени ухудшается и становится большой проблемой, так как обуславливает состояние дискомфорта и отчуждения, что даже может вызвать отказ от школы.

Дисграфия – что это такое и как распознать

Типы дисграфии

Существуют несколько критериев для классификации дисграфии, которые исходят из того, на что похожа запись букв, например:

  • жесткая дисграфия: почерк напряженный, резкий, с наклоном вправо, буквы узкие и высокие;
  • расслабленная дисграфия: неровный почерк с маленькими и округлыми буквами;
  • импульсивная дисграфия: поспешный почерк с буквами плохо распределенными по строкам и различного размера;
  • неуклюжая дисграфия: беспорядочные и стертые буквы, разного размера;
  • медленная и точная дисграфия: почерк хорошо отформатирован и очень качественный, однако, дети с такой формой дисграфией пишут слишком медленно.

Сегодня принято различать типы дисграфии исходя из формы нарушения:

  • лица с нарушениями пространственной организации имеют почерк с пересекающимися или чрезмерно расставленными буквами, пишут не соблюдая строк и полей, по восходящей или нисходящей кривой;
  • лица с постуральными нарушениями пишут жестко держа ручку и очень давят на лист;
  • лица с трудностями в управлении двигательной активностью пишут быстро, без сохранения траектории и направления, с буквами различных форм и нечитаемые.

Как проявляется дисграфия – симптомы

Дисграфия обычно проявляется в отсутствии реального научения письму. Трудностями в графическом воспроизведении букв, цифр и даже простых рисунков:

  • ребенок с дисграфией использует ручку неправильно;
  • пишет отрывисто, без плавности и координации, таким образом, чрезмерно быстро или медленно;
  • оказывает слишком сильное давление на лист, может проткнуть страницу и перейти на окружающие листы. Чрезмерное напряжение мышц вызывает раздражающие и болезненные спазмы.

В результате таких нарушений искажается размер и пропорции букв, расстояние между буквами и словами, интервал между строками, поэтому почерк получается «грязный» или нечитаемый:

  • буквы могут быть разных размеров: очень большие или слишком маленькие, неравные, изуродованные, заполненные орнаментом или с телами эллипсоидной формы, не полностью закрытыми;
  • пространство между словами постоянно изменяется, то слишком широкое, то слишком близкое;
  • пишущий не соблюдает выравнивание в строках, происходит подъем или спуск строчки, буквы выходят из строк и иногда даже с листа;
  • часто нормальный ход слева направо, меняется на справа налево;
  • также в записи цифр и рисования мелких геометрических фигур неправильно могут быть воспроизведены цифры (без закрытия линии или со скруглением углов).
  • не может переписывать текст или записывать под диктовку, потому что это предполагает двойную нагрузку: визуальное или звуковое декодирование слов, и последующая их запись.

В дополнение к письму ребёнок с дисграфией может иметь трудности в повседневной жизни, которые возникают из снижения способности координации движений и меньшей способности к организации в пространстве-времени.

В результате, ребёнку с дисграфией трудно выполнять даже простые операции, такие как:

  • завязать шнурки;
  • одеваться;
  • порезать мясо;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться во времени;
  • читать часы.

Причины дисграфии

В настоящее время ещё не установлена точная причина или причины дисграфии. Были сделаны различные предположения, но дискуссия всё ещё открыта. Предположение, которое привлекает большинство экспертов, заключается в том, что дисграфия является нарушением мозгового механизма, который позволяет осуществлять переход между понятиями звука и символа (от фонемы к графеме).

Скорее всего, существуют разные причины и разные аспекты «плохого» почерка. Это может зависеть от:

  • проблем в координации движений: что делает трудными целенаправленные движения;
  • неполная латерализация, то есть процесс, который координирует работу рук и глаз, и позволяет выполнять движения синхронизированные между видением и реализованным ввиде графики;
  • трудности ориентации во времени и пространстве;
  • расстройства дефицита внимания, характеризуется низким уровнем внимания;
  • слишком раннее обучение письму, когда у ребёнка ещё не созрели полностью все процессы, которые контролируют такого рода обучение;
  • также это может быть выражение глубокого расстройства, эмоционального характера.

Некоторые ученые видят причину дисграфии в генетических отклонениях хромосомы 6, но эту теорию ещё следует доказать.

Как сделать правильный диагноз

Диагностику дисграфии проводит группа специалистов: психоневролог, логопед, психолог, которые, впоследствии, должны координировать терапию, в сотрудничестве с учителями школы и семьёй.

Диагностический протокол обеспечивает несколько уровней анализа, призванные дифференцировать дисграфию от других проблем с обучаемостью.

С помощью специальных тестов, на самом деле, оцениваются:

  • когнитивные способности ребенка, отражающие уровень IQ;
  • умение читать, чтобы отличить дисграфию от дислексии;
  • способность к письму для различения дисграфии и дисортографии, последняя касается правильности письма на основе преобразования фонемы в графему;
  • логическо-математические способности для различения дисграфии и дискалькулии, это расстройство, которое вызывает трудности в подсчете и в расчетах.

Упражнения для восстановления ребенка с дисграфией

Как в диагностике расстройства, так и в терапии должна участвовать команда специалистов (психолог, логопед, психоневролог), которая будет наблюдать за ребёнком и взаимодействовать с семьей и учителями в школе.

Как правило, программа восстановления калибруется согласно психологическим особенностям пациента, и, следовательно, меняется от случая к случаю.

Но такая программа всегда включает два пути:

  • Один направлен на восстановление автоматизации базовых навыков, которых не хватает ребёнку (восприятие, организация пространства и времени, координация зрения и движений, зрительно-моторная организация, поддержание равновесия, расслабление мышц).
  • Другой направлен на восстановление и улучшение формы письма.

Программа восстановления базовых навыков включает ряд упражнений, которые охватывают всё тело ребенка, что приводит к приобретению способности правильных целенаправленных движений.

Упражнений для восстановления формы письма могут быть облегчены за счет использования специальных тетрадей, блокнотов, которые имеют разноцветную структурированную разметку листов, что способствует пространственной организации текста.

Такие тетради, как правило, выпускаются для трёх уровней:

  • Одни учат письму печатными заглавными буквами. Тетрадь имеет цветные вертикальные полосы, чтобы ограничить пространство, в пределах которого можно писать букву, и довольно большие горизонтальные, для написания писем печатными буквами в строку.
  • Другие учат написанию прописных букв. Имеют более тонкие вертикальные и горизонтальные линии.
  • Третьи позволяют перейти к записи слогов. Горизонтальные строки становятся ещё мельче, чтобы привести размер записи к норме.

Успех программы основывается на том, чтобы установить необходимые упражнения как какую-то игру, что ребёнок не уставал от монотонных действий, с удовольствием преодолевал трудности обучения.

Для успешной терапии также важно, чтобы ребёнок либо осознавал свои проблемы. Таким образом, он будет чувствовать себя удовлетворенным от небольших успехов.

Работу по восстановлению качества письма следует сопровождать и интегрировать с соответствующими упражнения на чтение и написание.


4.2/13