Симптомы и причины детской диспраксии – нарушения движений у детей

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-03-13

Диспраксия – это заболевание, которое проявляется в детском возрасте, при этом ребенку трудно выполнять некоторые простые ежедневные действия, такие как одевание, разговор, игра и т.д.

Причины развития заболевания остаются не ясными, но своевременное обнаружение симптомов имеет решающее значение для установления правильного диагноза и принятия эффективного лечения.

Что такое диспраксия – особенности и виды

Диспраксия – это расстройство, которое касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями.

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) диспраксия находится в категории расстройств развития двигательной функции, в то время как DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual Of Mental Disorders – IV) относит её к расстройствам развития координации движений.

Как распознать диспраксию – главным симптомы

В целом, мы можем утверждать, что диспраксия – это заболевание, которое вызывает трудности в выполнении повседневных действий, таких как одевание или произнесение слов, что приводит нарушениям развития в школьные годы, в частности, к проблемам с обучением письму или чтению, и которые не следует путать с апраксией.

Диспраксия поражает обычно «детское население», в частности, 3-6% детей (в том числе между 5 и 11 годами), и возникает чаще всего у мальчиков, по сравнению с девочками.

Существует несколько типы в диспраксии, отличающихся в зависимости от причин, клинической формы и типа действия, которое не удается осуществлять в автоматическом режиме.

В зависимости от причины мы можем выделить следующие типы диспраксии:

  • Первичная: этот тип диспраксии не связан с неврологическими проблемами или другими заболеваниями, и возникает по причинам, до сих пор не совсем понятным.
  • Вторичная: развивается в результате влияния патологии, например, при синдроме Дауна, аутизме или синдроме Вильямса, а также как следствие неврологических проблема, таких как ДЦП, черепно-мозговой травмы.

В зависимости от типа действия, которое ребенку трудно выполнять автоматически, можно выделить следующие типы диспраксии:

  • Вербальная: относится к снижению способности обрабатывать фразы, расставлять слова в правильном порядке, чтобы четко выразить мысль и, в целом, отличается проблемами выполнением движений, участвующих в образовании звука.
  • Моторная: включает в себя нарушения, связанные с движением, например, хождение, письмо, одевание, завязывание шнурков и другие ежедневные действия, связанные с выполнение автоматизированных движений.
  • Офтальмологическая: также называется глазодвигательная диспраксия, связана с меньшей способностью контролировать движения глаз и взгляд. Например, неспособностью во время чтения следовать взглядом вдоль строки, двигая только глазами, чтобы выполнить это действие ребенок, страдающий от диспраксии, должен двигать всей головой.

Также производят деление типов диспраксии на основе более конкретных двигательных нарушений:

  • Кинетическая: этот тип относится к снижению способности выполнять движения в быстром темпе, например, ходьба, прыжки, бег.
  • Идеативная: в этом случае нарушается способность осмысливать действие и в дальнейшем применять его на практике. Больной испытывает трудности как с обдумыванием возможного действия, так и с его реализацией.
  • Выразительная: в этом случае субъект имеет низкую способность выражать эмоции с помощью мимики. Не может, следовательно, соотнести эмоциональное состояние (страх, гнев, печаль, счастье) с соответствующими движения мышц лица, которые служат для выражения эмоций.
  • Деамбулаторная: больной не в состоянии изменить способ ходьбы в зависимости от того, что будет предложено. Например, возникают трудности в том, чтобы чередовать ходьбу в быстром темпе, ходьбу на цыпочках или ходьбу на пятках.
  • Конструктивная: трудность в этом случае заключается в пространственной организации движения, субъект не может воспринимать пространство адекватно, как двухмерное или трехмерное.
  • Одевательная: в этом случае сложность пациента заключается в одевании различных предметов одежды на различные части тела, что ведет к снижению возможности самостоятельно одеться, завязать шнурки и т.п. Например, неспособность одевать одежду в нормальном порядке (вместо того, чтобы начать с нижнего белья и заканчивать обувью, ребенок может выполнять все действия в обратном порядке).

Неизвестные причины «трудностей» с движениями

Диспраксию иногда трудно диагностировать, поскольку симптомы могут перекрываться другими заболеваниями. На сегодняшний день причины этого расстройства во многом не понятны и существует много гипотез относительно развития заболевания. Тем не менее надо хорошо знать, что может вызвать такую патологию, и как можно поставить диагноз правильно.

Среди различных гипотез, определяющих причины развития диспраксии, выделяют следующие:

  • Наследственные: наследование, безусловно, играет важную роль в развитии диспраксии. Действительно, чаще это расстройство проявляется у детей родителей, которые страдали диспраксией.
  • Врожденные: эта гипотеза предполагает, что диспраксия имеет врожденные причины на генетическом уровне, например, мутации гена FOXP2. Этот ген участвуют в развитии вербальных навыков и его мутация приведет к развитию вербальной диспраксии. Часто мутации этого гена обнаруживают у больных аутизмом, но на сегодняшний день нет научных доказательств, подтверждающих связь.
  • Связь с беременностью: возможно, что во время беременности возникают необнаружимые условия аноксии мозга плода, что может привести к микротравмам головного мозга. В зависимости от пораженной области может развиться вербальная, двигательная или офтальмологическая диспраксия.
  • Связь с родами: замечено, что диспраксия часто встречается у недоношенных детей, точнее, у тех детей, которые родились между 31-ой и 36-ой неделе, или у детей, родившихся после срока родов, в частности, между 41-ой и 42-ой неделями. Еще не известно, но как связаны эти два события с развитием диспраксии.

Также обнаруживается явная корреляция диспраксии с патологическими генетическими синдромами, такими как синдром Дауна, задержка психического развития, аутизм, Синдром Аспергера, а также неврологическими проблемами, такими как паралич или черепно-мозговая травма.

Как распознать диспраксию – внимание на симптомы

Мы уже указали, в общем виде, что может случиться с ребенком, который имеет диспраксию. Сейчас следует оговорится, что каждая возрастная группа имеет свои симптомы.

Мы можем отличить симптомы диспраксии в зависимости от возраста:

Раннее детство: в течение этого периода, который длится от рождения ребенка до первого года жизни, диспраксия может проявляться такими симптомами, как:

  • изменения сна;
  • трудности с сосанием и кормлением;
  • проблемы с направлением взгляда и движением глаз;
  • трудности с захватом объектов;
  • изменения в поведении – раздражительность и безутешный плач.

Также возникают задержки в фазе движений, например, ребенок не может сидеть или ползать, слабый интерес к играм, отсутствие словесных сигналов или выразительность жестов.

Дошкольный период: у ребенка дошкольного возраста (от 1 года до 4-5 лет) диспраксия проявляется такими симптомами, как:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • сниженная концентрация внимания;
  • нарушения сна (в частности, трудности с засыпанием);
  • неспособность принимать пищу самостоятельно и трудности с поддержанием равновесия.

Кроме того, возникают проблемы с социализацией, трудности в артикуляции слов, скудный словарный запас (ребенок знает меньше 50 слов), низкая координация движений (ребенок не умеет пользоваться ножницами, потому что он не может координировать свои движения, не может рисовать, координировать жесты в ритме музыки).

Школа: у детей школьного возраста (от 6 лет) диспраксия проявляется:

  • трудностями в изучении математики;
  • дисграфией;
  • общие трудности обучения;
  • чрезмерное замедление выполнения задач, например, копирование с доски или письмо под диктовку.

Диагностика диспраксии

Методы диагностики диспраксии до сих пор остаются предметом дискуссий и часто результаты диагностики являются неопределенными и не окончательными, так как это нарушение часто скрывается или маскируется другими формами поведения.

Процесс диагностики включает первоначальный сбор точной истории болезни ребенка, которая включает в себя историю семьи, историю беременности, когда произошли родов, как проявляется расстройство (например, проблемы с приемом пищи, поведением, сном и т.д...) и когда. Затем переходят к выполнению некоторых целевых тестов.

Например, просят ребенка:

  • Раздеться или одеться, чтобы увидеть, имеет ли он трудности с одеванием одежды в правильном порядке.
  • Поиграть с головоломкой или игрой, в которой предусматривается соединение деталей по пазам, чтобы понять, имеются ли трудности в пространственной ориентации.
  • Ходить в различных стилях, например, на цыпочках, на пятках, прыжки через препятствия, для диагностики двигательной диспраксии.
  • Выполнять движения в быстрой последовательности, например, быстро дотронуться до носа.

Вы также можете воспользоваться консультацией врачей-экспертов (офтальмолог, логопед и т.д.), для диагностики конкретных форм диспраксии (офтальмологической и вербальной).

Как жить с диспраксией – лечение двигательных расстройств

От диспраксии невозможно полностью излечиться: расстройства, которые проявляются в детском возрасте, как правило, сохраняются и во взрослой жизни, вызывая некоторые трудности в выполнении самых простых, повседневных действий, таких как одевание или формулирование фразы.

Несмотря на это, Вы можете использовать некоторые формы лечения, которые помогают ребенку решить проблемы, связанные с движением и речью, и, тем самым, избавляют от некоторых проблем во взрослой жизни.

Реабилитация вербальной диспраксии

Лечение вербальной диспраксии состоит из методов реабилитации, проведенных специалистами в данной области, – логопеды подбирают для ребенка серию упражнений, улучшающих способность выражать мысли и понятия, а также образовывать звуки.

В частности, лечение вербальной диспраксии, проведенное логопедом, включает, после точной оценки проблем ребенка, две стратегии, первая связана с «перевоспитанием» фонетики, вторая – с восстановлением движений лица в звучании.

Первая стратегия состоит в переобучении звукопроизнесения (увеличивают количество звуков и качество формулирования фразы), увеличении запасов звуков, известных ребенку (повторение слогов помогает запоминать и автоматизировать образование речи), укрепление и развитие правильных схем фонетической артикуляции.

Вторая стратегия основана на тренировке мышц лица и обеспечивает развитие моделей движений мышц. В первое время ребенок будет подражать простым движениям, которые будут связанные с объектом, в дальнейшем эти движения лишают контекста, а на третьем этапе ребенок должны имитировать последовательности из 2-3 движений.

Реабилитация двигательных и пространственных функций

Реабилитация при двигательной диспраксии выполняется с помощью метода «Третьего лица», что позволяет научиться интегрировать сигналы из окружающего мира с движениями собственного тела.

Метод основывается на следующих упражнениях:

  • Пространство – время: ребенок выполняет упражнения, развивающие восприятие пространства и времени.
  • Тело и я: используются упражнения, направленные на развитие осознания тела, через контроль дыхания, развитие чувственного восприятия оси тела по вертикали, и контроль всех сегментов тела, какие верхних и нижних конечностей.
  • Мир и я: ребенок выполняет упражнения для развития способности воспринимать то, что находится вокруг него (окружающего пространства) и упражнения направленные на развитие тактильных способностей, координацию движений пальцев и осознанность движений рук.

Эти упражнения дополняются реальной двигательной реабилитацией, через практику направленную на улучшение координации (например, плавание, которое используется для координации рук и ног), осанки, походки и движений глаз.

В двигательной реабилитации важна также трудотерапия, которая помогает ребенку выполнять повседневные задачи, принимать участие в решение общих задач, и, соответственно, правильно войти в жизнь общества.


4.5/31