Причины эхолалии – как помочь исправить проблемы с речью

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-12-03

Эхолалия – это повторение слов или фраз, которые вы слышали раньше. Заболевание иногда начинается в возрасте около 10 месяцев. Чаще всего эхолалия связана со спектром аутизма. Следует помнить, что с помощью этих сообщений ребенок пытается общаться со взрослыми. Такие факторы, как стресс и новое окружение, могут усиливать эхолалию.

Эхолалия чаще всего возникает при таких заболеваниях, как аутизм, синдром Туретта и шизофрения.

Что такое эхолалия?

Эхолалия полагается на стереотипное повторение ранее услышанных слов или предложений. Человек, говорящий таким образом, подражает произносимым словам, подобно эху.

Это расстройство обычно возникает в результате более серьёзных заболеваний, но также бывает и у здоровых детей, которые, повторяя слова и звуки, ускоряют обучение речи. Такая эхолалия развития встречается в возрасте от 2 до 3 лет.

В форме расстройства она делится на немедленную (автоматически произносимые повторения сразу после услышанного сообщения, например, на вопрос «как тебя зовут?» отвечает «как тебя зовут?») и отложенная, при которой ребёнок постоянно повторяет слово или предложение, которое слышал в течение нескольких часов или даже нескольких месяцев.

Эхолалия обычно начинается примерно в возрасте 10 месяцев, однако, наиболее заметные симптомы этого расстройства проявляются через 30 месяцев.

Симптомы эхолалии как расстройства языка

Когда у ребенка появляется эхолалия, с ним практически невозможно общаться. В период до 3 лет он не проявляет инициативу к разговору, и нет никаких спонтанных языковых реакций. Со временем ребенок ограничивает свои сообщения имитацией слов, которые он слышал, вместо того, чтобы создавать сложные высказывания.

Это также один из первых сигналов, указывающих на некоторые недостатки в развитии. Эхолическая речь не имеет отношения к контексту и не предназначена для общения. Изначально произнесенное предложение используется в другом смысле, и ребенок начинает использовать его неадекватно.

Связь эхолалии с аутизмом

Эхолалия наиболее характерна для детей с аутизмом. Однако, для них это не пустые слова, у них есть конкретное намерение. Иногда с помощью эхолалии дети хотят сообщить, что они чувствуют боль или дискомфорт. Иногда, используя эти сообщения, они также пытаются присутствовать в разговоре, благодаря чему они демонстрируют приверженность и готовность быть с данным человеком.

Первые симптомы синдрома Аспергера

Для взрослых с аутистическим спектром эхолическая речь представляет собой готовый речевой образец. Благодаря им, эти люди могут вести себя адекватно в данной ситуации, например, при встрече с каждым новым человеком будет использоваться фраза «Здравствуйте, я – Сергей».

Эхолалия – практический совет

Если у вашего ребенка эхолалия, вы должны убедить других, кто с ним общается, понять, почему он использует этот тип общения. Благодаря этому, окружение будет лучше понимать его поведение, а другим детям будет легче общаться с ним. Осознание этого окружающими также увеличит возможность общения между человеком с расстройством и сверстниками.

Чем больше ребенок подвержен стрессу, тем чаще он будет использовать эхолалию. Если ребенок знает среду, в которой он находится, он спокойнее и уменьшает повторение слов и звуков. Поэтому нужно подготавливать его к изменениям. Следует создавать визуальные планы дня и устранять внезапные повороты событий.

Если ребенок не понимает сообщений, направленных на него, он часто использует эхолическую речь. Часто человек с эхолалией повторяет сложные предложения, что создает впечатление, что он понимает их значение. Его познавательные способности переоцениваются. Это приводит к тому, что к нему обращаются с более сложными фразами. Это, в свою очередь, увеличивает стресс ребёнка, и, следовательно, частоту эхолалии. Поэтому, если вы слышите, что ребёнок общается только предложениями из трёх слов, вам следует обращаться к нему на этом уровне.

На интенсивность эхолалии влияет стиль общения. Директивные сообщения усиливают стресс у ребёнка. Поэтому не давайте много инструкций и не задавайте вопросов, требующих конкретных ответов. Кроме того, не следует негативно комментировать его поведение и позволять ему говорить только на своих собственных условиях. Характерный язык тела в виде угрозы пальцем или злой гримасы лица также плохо влияет на ребенка.

При общении с ребенком с эхолалией важно понимать содержание, которым он руководствуется под прикрытием повторяющихся слов. Поэтому следует учитывать его язык тела и ситуационный контекст. Если вы понимаете истинное намерение ребенка, об этом следует говорить вслух, или говорит то, что он хотел бы сказать вам, например: «Ваня хочет пить. Пожалуйста, дайте Ваня воды.» Поэтому полезно направлять сообщения, которые он мог бы сказать Вам, если мог бы.


5.0/2