Дети и взрослые с синдромом Аспергера должны быть обучены в аспекте взаимодействия с окружающей средой. Логопедическая программа учит их правильным образцам общения, а поведенческая терапия – желательным и здоровым привычкам.
Что такое синдром Аспергера
Лица с синдромом Аспергера характеризуют, в частности, скудным невербальным общением и педантичностью речи. У них наблюдается отсутствие эмпатии, а также проблемы с чтением экспрессии других людей.
Могут казаться наивными и имеют проблемы с установлением близких отношений. Они не могут сохранить отношения и реагируют на ситуации неадекватно. У них проблемы с пониманием социальных ситуаций и они понимают обращенные к ним сообщения буквально. Они с трудом понимают шутки, иронию и метафоры. Их интересы конкретные, глубокие и ограниченные узкой областью. Иногда у них отмечается несогласованное и неуклюжее поведение.
Синдром Аспергера – терапия
Терапия при синдроме Аспергера является необычайно важным элементом социализации и развития. Дети, которые работают над развитием социальных навыков лучше находят себя в группе и учатся, как совершать знакомства.
Терапевтические занятия показывают, каким образом инициировать контакт и вести диалог. Они помогают понять, как можно адаптироваться и как решать конфликты. Терапия детей, подростков и взрослых, страдающих от синдрома Аспергера, может состоять из индивидуальных занятий, групповых и реабилитации.
Она предназначена для стимулирования функций, ответственных за развитие психомоторных центров головного мозга и познавательные способности. Помогает в эмоциональном аспекте, в развитии социальных навыков, слухового восприятия.
Реабилитация помогает тренировать визуально-моторно-слуховую координацию. Развивает также мелкую моторику и большие двигательные навыки, учит осознанию тела и ориентации в пространстве. Улучшает способность к концентрации внимания и речи.
Логопедическая терапия ребёнка с синдромом Аспергера
Элементы терапии детей с синдромом Аспергера в логопедическом аспекте могут быть использованы как во время отдельных занятий, так и учителями в школе. Они состоят в устранении временного давления, задавании дополнительных вопросов во время устных ответов и поощрении самостоятельной активности.
Воспитатель должен позитивно подкреплять ребёнка, например, посредством похвалы и вознаграждения за хорошо выполненные задания. Он также может дать ему дополнительное внимание и помочь в самостоятельной деятельности.
Во время терапии следует использовать понятные сообщения, а темп выполнения задач должен быть адаптирован к возможностям ребенка.
Прежде чем начать разговор, Вам нужно привлечь внимание человека с синдромом Аспергера.
Также стоит приспособить язык к уровню ребёнка и пользоваться жестами. Лучше избегать метафор и не говорить слишком большого количества вещей. Вы должны напрямую сообщать, что должен делать ребенок, а что – нет. Хорошо перефразировать заявления ребенка.
Обучающая коммуникация во время программы речевой терапии включает показ новых способов прошения о помощи или разъяснений. Стоит показать, насколько важны дыхание, выражение лица и мимика, а также положение тела и сопутствующие шумы.
Также очень важно научить ребёнка с синдромом Аспергера наблюдать за другими детьми, чтобы он знали, что делать в данной ситуации. Полезно сотрудничать и поощрять друзей к завязыванию дружеских отношений. Во время перерыва ребенок должен организовывать свою деятельность. Также важно изучить концепцию времени и предвидеть предстоящий конец конкретной задачи.
Синдром Аспергера – поведенческая терапия
Поведенческая терапия – это исключительно эффективная форма терапии направленная на детей с синдромом Аспергера и аутизмом. Означает воздействие, ориентированное на обучение новым формам социально приемлемого поведения.
Создатели методики утверждают, что часть поведения имеет биологические причины, однако, большинству действий можно просто научиться. Лица с нарушениями развития проходят этот процесс иначе, чем те, кто находятся в «норме развития».
Поведенческая терапия начинается с обучения основам, а значит правильному общению и самообслуживанию. Ребёнок узнает, как устанавливать и поддерживать зрительный контакт, а также как выполнять простые команды, выраженные в словах.
После занятий он научиться правильно питаться, а также приносить и показывать конкретные предметы. Очень важный аспект поведенческой терапии в группе Аспергера является развитие поведения, направленного на интеграцию со сверстниками. Ребенок учится, как приобретать друзей и как с ними общаться, как вести вербальный и невербальный диалог.