Как диагностируют синдром Аспергера у детей и взрослых

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-11-21

Болезни цивилизации – это широко распространенные, глобальные заболевания, развитию которых способствовал прогресс современной цивилизации. К числу таких болезней относятся расстройства из спектра аутизма, такое как синдром Аспергера.

Пугает тот факт, что эти расстройства наблюдаются, в первую очередь, среди детей. Кроме того, по оценкам, установлено, что 30-50% взрослых с синдромом Аспергера не были диагностированы, и эти люди часто получают другой психиатрический диагноз.

Синдром Аспергера – диагноз как актуальная проблема

В течение многих лет синдром Аспергера вызывает многие трудности в диагностике. Критерии его диагностики подвергаются частым изменениям, и часть специалистов считается, что они по-прежнему слишком устаревшие.

Синдром Аспергера относится к группе расстройств из спектра аутизма и имеет нейробиологическое основание неизвестной, сложной этиологии. В диагностике данного заболевания необходимо дифференцирование, в частности, с шизофренией, шизотипическими и обсессивно-компульсивными расстройствами личности.

Лица с синдромом Аспергера в детстве часто – ошибочно – получают диагноз СДВГ, так как они выражают трудности с концентрацией внимания и повышенную активность.

Первые симптомы синдрома Аспергера

По мнению специалистов, во время диагностики синдрома Аспергера у детей и взрослых необходимо:

  • проводить психиатрическую и психологическую оценку;
  • проводить специализированные консультации (особенно неврологические, логопедические, фонетические и генетико-метаболические);
  • выполнять слуховые, визуальные, генетические, метаболические, нейровизуальные тесты головного мозга и ЭЭГ;
  • провести анализ истории болезни, семьи и развития.

Синдром Аспергера – диагноз по классификации МКБ-10

Диагноз синдрома Аспергера осуществляется согласно рекомендациям, представленным в разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения классификации МКБ-10, то есть Международной Статистической Классификации Болезней и Проблем, связанных со здоровьем (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems).

Ему было присвоено обозначение F84.5, что свидетельствует о его принадлежности к группе психических расстройств и расстройств поведения.

Синдром Аспергера считается комплексным расстройством развития, т.е. характеризуется качественными аномалиями в социальных и коммуникативных взаимодействиях, а также ограниченными, стереотипными, повторяющимся интересами и занятиями.

У больных:

  • не отмечается особых задержек в развитии речи и когнитивных функций (повторение отдельных слов имеет место в возрасте до 2 лет, а связанные предложения появляются в возрасте до 3 лет);
  • имеется возможность помогать себе; отмечается наличие практических навыков и адаптивного поведения; интерес к окружающей среде в период до 3-х лет находится на уровне, соответствующем интеллектуальному развитию; фазы развития опорно-двигательного аппарата немного задерживаются;
  • возникают качественные нарушения в сфере взаимных социальных взаимодействий;
  • появляются глубокие и единичные интересы, стереотипные образцы поведения.

Синдром Аспергера – критерии Кристофера Гиллберга

Кристофер Гиллберг – профессор психиатрии, много лет занимающийся синдромом Аспергера. Обращает внимание на следующие критерии диагноза у детей:

  • социальная инвалидность (крайний эгоцентризм)
  • особенности речи и языка, нарушения в невербальной коммуникации
  • узкие интересы, повторяющиеся ежедневные действия
  • неуклюжесть движений

Синдром Аспергера – важные симптомы

К характерным признакам, которые необходимы, чтобы поставить диагноз синдрома Аспергера у взрослых и детей, относятся:

  • отсутствие решительности;
  • наивность, неправильное, одностороннее поведение;
  • низкая способность установления дружбы;
  • речь с повторениями и просодией;
  • плохое невербальное общение;
  • интенсивная концентрация внимания на определенных предметах;
  • неравномерная асимметричная осанка;
  • неправильный ход языкового развития;
  • тенденция повторять ранее услышанные утверждения, т.е. эхолалия;
  • навязчивые мысли о сборе вещей, организации, повторении и навязчивой деятельности, связанной с упорядочением и симметрией;
  • неожиданные вопросы и ответы;
  • проблемы с пониманием и применением метафор.

Проявление симптомов меняется в течение жизни. Из-за роста социальных потребностей симптомы становятся более выраженными в подростковом возрасте и период взросления.


5.0/3