Наиболее частые типы детского аутизма – формы нарушения развития сознания

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2023-03-22

Аутизм – это сложное и загадочное нарушения, связанное с нарушениями способности понимать мотивы других людей и участвовать в жизни общества. Нет двух людей с диагнозом аутизма, которые ведут себя абсолютно идентично.

Аутизм, как заболевание, принадлежит к общим нарушениям развития. Как правило, говорится о нарушениях из спектра аутизма, потому что болезнь не является симптоматически единообразной. Какие виды аутизма можно выделить?

Специфика аутизма

В психопатологии принято говорить о шизофреническом аутизме и детском аутизме. Шизофренический аутизм – это один из негативных симптомов шизофрении, основанный на создании пациентом в своем воображении понятного только для него мира.

Аутизм мышления и поведения, как полноценное заболевание, был включен в международную классификацию болезней и проблем со здоровьем МКБ-10 под кодом F84.0.

Мальчик с аутизмом смотрит сквозь мозаичное стекло

Кроме дефицита в сфере разума, то есть неспособности децентрации и сочувствия – перспективы принятия другого человека, большинство людей с аутизмом испытывают трудности в освоении речи и избегают контактов с людьми. В самом деле, многие из них никогда не достигает способности использования языка. Быть может, из-за этих трудностей многие аутисты получают диагноз умственная отсталость.

В тяжелых случаях больные дети прибегают к разрушительной автостимуляции, например, ударяются обо что-то головой. Часто появляются двигательные стереотипы, ритуальное поведение, например, кивание в течение длительного времени и стремление к неизменности окружающей среды.

Как правило, врачи и родители начинают подозревать аутизм у ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет, особенно когда у него не развивается речь.

В последнее время неврология и эпидемиология внесли несколько новых следов в загадку аутизма. Появились некоторые доказательства того, что существует связь между аутизмом и токсичными материалами в окружающей среде.

Наибольшее волнение, однако, вызвало открытие зеркальных нейронов и их возможной связи с аутизмом. Исследования показывают, что дети с аутизмом имеют в мозгу меньшее число зеркальных нейронов, или в этих нервных клетках происходят генетические изменения. Интересно, что зеркальные нейроны отвечают именно за то, что люди с аутизмом не могут, то есть чувствуют намерения других людей.

Расстройства спектра аутизма

По оценкам National Institute of Health, различные формы этого заболевания встречаются примерно у 1 на 500 детей. Хотя новые отчеты указывают на растущую в последние десятилетия распространенность аутизма. Большинство экспертов считают, что аутизм – это расстройство мозга.

В настоящее время нет способа лечения аутизма, однако существуют терапевтические программы, которые могут улучшить социализацию и речь ребенка, но они требуют много труда, усилий, терпения и участия не только психотерапевтов, но и родителей аутистов.

Всё чаще и чаще диагностика аутизма включает всё более широкую клиническую картину расстройств. Специалисты говорят о спектре аутизма. Расстройства спектра аутизма и могут варьироваться в плане этиологии, списка симптомов и их тяжести.

Двое детей с аутизмом могут совершенно по-разному себя вести. Не существует единого набора симптомов, которыми будут характеризоваться дети с аутизмом.

Какие виды аутизма можно выделить

  • Аутизм раннего детства – иначе глубокий аутизм или синдром Каннера. Встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Типичные симптомы – это трудности в сфере общения, проблемы в социальных отношениях, проблемы с интеграцией чувственного опыта, принуждение к постоянству окружающей среды, аутичная изоляция, стереотипные действия, нарушения речи, эхолалия, выдающаяся механическая память, отсутствие реакции на свое имя, не произношение ни одного слова в возрасте 16 месяцев, избегание зрительного контакта.
  • Атипичный аутизм – находится в классификации МКБ-10 под кодом F84.1. Не имеет полномасштабного проявления. Первые признаки болезни появляются позже, чем в случае детского аутизма. Может проявиться в возрасте до 3 лет и даже позже.
  • Синдром Аспергера – находится в МКБ-10 под кодом F84.5, так называемая, мягкая форма аутизма. Основные симптомы синдрома Аспергера, это трудности в социальных навыках, нежелание работать в группе, ограниченная гибкость мышления, навязчивые интересы, трудности в принятии изменений окружающей среды, повседневные трудности в невербальной коммуникации. В отличие от детского аутизма, дети с синдромом Аспергера показывают, скорее, нормальное развитие, нет задержки в развитии речи. Им также легче приспособиться к социальной среде.
  • Нарушение способности невербального обучения. Находится в МКБ-10 под кодом F81.9. Клинической картиной очень напоминает синдром Аспергера. Основные симптомы: повышенная чувствительность органов чувств, отсутствие навыков невербального общения, трудности в области равновесия и графомоторики, отсутствие навыков образного мышления, плохая зрительная память, проблемы в общении со сверстниками, буквальное толкование пословиц и поговорок, стереотипное поведение.
  • Комплексное расстройство развития. Находится под кодом F84.9. Начинается в раннем детстве. Проявляется трудностями в социальных контактах, трудностями в общении, физической слабостью и нерегулярным поведением. Делится на два подвида: синдром Хеллера (потеря социальных навыков, двигательных навыков и языковых) и синдром Ретта (глубокая двигательная инвалидность, ограниченные возможности взаимодействия с окружающей средой, стереотипные движения рук, эмоциональное притупление, атаксия, судороги мышц).
  • Высокофункциональный аутизм. Не является отдельной болезнью, но этот термин применяется в отношении лиц, больных аутизмом, которые достаточно хорошо справляются с жизнью в обществе.
  • Семанто-прагматические нарушения. Проявляются, прежде всего, в виде трудностей в области понимания и производства речи, а также задержки в развитии речи. Больной не в состоянии, например, понять аллюзии, шутки и словесные метафоры, аналогии или скрытый подтекст.
  • Синдром многих сложных нарушений развития (Multiple-complex Developmental Disorder, McDD). Эта болезнь включает в себя множество различных симптомов, в частности, эмоциональные расстройства, нарушения в социальных контактах, трудности в общении, ограниченные модели поведения, расстройства мышления.
  • Гиперлексия – проявляется в виде проблем с пониманием устной речи, трудностями в социализации, повышенной физиологической чувствительности, конкретное мышление в пользу абстрактного.

Как видно, расстройства спектра аутизма симптоматически не однородны. Аутизм требует точной дифференциальной диагностики. Нет двух похожих случаев аутизма.

Каждый ребенок ведет себя индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.

Два главных типа аутизма

Несмотря на то, что об аутизме сейчас говорится гораздо больше, чем несколько десятков лет назад, большинство людей не имеет особого понятия, что такое аутизм. Сами врачи не до конца способны распознать симптомы аутизма или рано поставить соответствующий диагноз и отправить родителей к специалисту.

Мы не знаем, по-прежнему причин, почему дети рождаются с аутизмом. В ходе исследований было обнаружено, что на самом деле существуют два совершенно различных типа аутизма.

Аутичных детей часто грубо оценивают, как ошибку воспитания родителями. Это очень несправедливо, как для матери или отца, так и для самого ребенка. Ибо часто, вся семья очень много работает над тем, чтобы малыш научился работать в нашем обществе, обеспечивает терапию, но все требует времени. Такие замечания, к сожалению, не помогают. Гораздо лучше было бы продемонстрировать понимание и оказать срочную помощь, как и в случае другого вида инвалидности.

До сих пор с диагнозом «аутизм» указывал на глубокие нарушения с которыми сталкивается ребенок. Это, впрочем, более определенная шкала, чем точная классификация – на одном её конце, есть дети с очень большим нарушениями, требующие помощи на протяжении всей жизни, на втором же высокофункциональные лица, имеющие хорошие шансы на самостоятельность в зрелом возрасте. Место на этой шкале указывает терапевт, тем самым обозначая каким образом проводить терапию и к чему следует стремиться.

Однако, оказывается, что не только глубина нарушений отличает между собой аутичных детей. Профессор Дэвид Амарал из MIND Institute обнаружил существование двух отличающихся друг от друга типов аутизма.

  • В случае типа 1, который имеется только у мальчиков, аутизм имеет регрессионный ход и развивается, как правило, после 18-ого месяца жизни, когда происходит увеличение мозга ребенка.
  • Тип 2, касается нарушений работы иммунной системы, которая у этих детей (мальчиков и девочек) не работает должным образом.

Это открытие очень важно, поскольку показывает, что необходимо разработать различные способы лечения аутизма и проведения терапии в зависимости от того, с каким типом аутизма мы имеем дело. Она дает врачам новые средства диагностики, позволяющие с большой долей вероятности верно определить тип нарушения на раннем этапе жизни ребенка.


4.2/42