Эмоциональное расстройство – это широкий термин, который включает все виды нарушений настроения, ума и действий человека. Проблема затрагивает как детей, так и взрослых. В первом случае, это обычно временная стадия развития, во втором – постоянное расстройство личности.
Независимо от их причин и характера эмоциональные проблемы препятствуют социальному функционированию человека и, обычно, вызывают личный дискомфорт. Поэтому в большинстве случаев они считаются болезненными сущностями, требующими психотерапии.
Эмоциональные расстройства у детей и взрослых – причины
Считается, что причины нарушений в сфере эмоций кроются в биологических факторах. В основе неадекватных эмоциональных реакций могут быть заболевания нервной системы, дефекты структуры мозга или его повреждения.
Другими этиологическими факторами являются соматические заболевания (например, гипотиреоз), аномальная синаптическая проводимость нейротрансмиттеров или наследственные изменения.
У взрослых психические расстройства могут развиться в результате злоупотребления психоактивными веществами.
Эмоциональное развитие детей зависит от атмосферы в семье, школьной среде и группе сверстников. Негативные отношения или модели поведения в этих областях могут вызывать расстройства – как в детстве, так и во взрослом возрасте.
Эмоциональные проблемы – как у взрослых, так и у детей – могут быть вызваны особенно стрессовыми или травмирующими событиями.
Типы эмоциональных расстройств у детей
К расстройствам эмоциональной сферы у детей относятся невротические реакции. Они заключаются в болезненной тревожной реакции на стресс, источник которой часто не является реальной угрозой. Столкнувшись с тревогой и беспомощностью, ребенок активирует различные типы защитных механизмов, чтобы высвободить чувства, вызванные сильной психологической травмой.
К невротическому поведению относятся:
- страхи, например, темноты, животных
- непроизвольное мочеиспускание
- нервные тики
- заикание
- нарушения аппетита
Психомоторные запреты составляют другую группу эмоциональных расстройств. Дети с этой проблемой тревожны, неуверенны в себе, не очень активны и имеют трудности в социальных контактах. Они не создают образовательных проблем – и остаются незамеченными. Причиной расстройства могут быть критическая оценка, насмешки или суровые наказания.
В эту группу входят дети:
- чрезмерно осторожные, неуверенные в своих силах
- чересчур вежливые, послушные и услужливые
- с заниженной самооценкой, пассивные, беспомощные
- сдержанно демонстрирующие переживания, избегающие компании
Ещё одно детское расстройство – эмоциональное безразличие, которое проявляется в неспособности устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками и взрослыми. Ребёнок не чуток, не может делиться чувствами с другими, у него ограниченное выражение лица, он избегает зрительного контакта. Он часто враждебен к окружающей среде, злонамерен. Чаще всего такие дети происходят из детских домов или из семей с дефицитом любви. Причина избегания социального взаимодействия – страх быть отвергнутым и одиночество.
Эмоциональным расстройством у детей также является психомоторная гиперактивность, вызванная преобладанием процессов возбуждения над торможением. Эмоциональные реакции в этом случае бурные, неадекватные обстоятельствам. Гиперактивные дети импульсивны, нетерпеливы, раздражительны, им трудно сосредоточиться, им быстро становится скучно.
Эмоциональные расстройства также включают агрессивное поведение, проявляющееся в форме физической или вербальной агрессии. Это расстройство у детей рассматривается как:
- реакция на разочарование – невозможность удовлетворения определенных потребностей
- подражание важным людям – родителям, старшим братьям и авторитарным сёстрам
- инструментальное поведение – ориентированное на реализацию определенной цели
Расстройства поведения и эмоций у взрослых
Одно из самых распространенных расстройств эмоциональной сферы у взрослых – биполярное расстройство. Для него характерно чередование крайне разных психических состояний – от депрессии (плохое настроение, снижение самооценки, недостаток энергии и мотивации) до мании (эйфория, неиссякаемая энергия, чувство всемогущества, склонность к агрессии).
Примером эмоционального расстройства является невроз страха, при котором субъективно переживаемый страх не связан с реальной угрозой. Заболевание связано с рядом неприятных соматических симптомов, принимает форму фобий, компульсий или панических атак и парализует нормальное функционирование пациента.
Эмоциональные проблемы также сопровождают стойкие расстройства личности. Они касаются, в частности, эмоционально нестабильной личности. Людям с подобной дисфункцией свойственны изменчивое, непредсказуемое настроение и склонность к эмоциональным всплескам, спонтанным, часто недопустимым действиям, последствия которых они не учитывают. У них часто искаженное восприятие реальности и самих себя – собственных целей или предпочтений.
Терапия людей с эмоциональными расстройствами
Основным методом лечения большинства эмоциональных расстройств является психотерапия. Психодинамическая терапия позволяет обнаружить причины дисфункции, а когнитивно-поведенческая терапия помогает выработать механизмы совладания с симптомами.
Лечение иногда дополняется фармакологическим лечением для стабилизации настроения (особенно при биохимических нарушениях, таких как биполярное расстройство).
В случае эмоциональных проблем у детей важно подвергнуть психотерапии как пациента, так и его родителей.