Как отличить настоящего алкоголика от контролируемого употребления

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2022-01-10

Некоторые люди считают, что в мире есть только два типа людей: алкоголики и трезвенники. Многие также считают, что мы либо прирожденные алкоголики, либо нет. Это мнение было преобладающим в течение долгого времени, и хотя это заявление может показаться драматичным, оно имеет под собой определенную основу.

Те, кто придерживается этих убеждений, как правило, это люди, которые испытали или стали свидетелями серьёзных симптомов и/или серьёзных последствий употребления алкоголя, таких как:

  • Неспособность бросить пить, начиная с первого раза, когда он выпил
  • Постоянное «отключение памяти» (например, не могу вспомнить, что произошло прошлым днём) после того, как выпили всего несколько напитков
  • Проявление агрессии во время употребления алкоголя

Из собственного опыта мы знаем, что есть люди, у которых развиваются серьёзные паттерны употребления алкоголя и поведение, подобное только что описанному. Это настоящие алкоголики. Однако, есть также большое количество людей, которые не соответствуют принятым критериям диагностики алкоголизма, но они попадают в серую зону проблемы с алкоголем. Это почти алкоголики.

Истинные алкоголики против почти алкоголиков

Любой, кто много пьёт, подвергается риску неблагоприятных последствий для здоровья, но некоторые люди имеют повышенный риск развития связанных с алкоголем нарушений здоровья.

Причина, по-видимому, в значительной степени биологическая, хотя факторы окружающей среды также играют роль в этом различии. Например, исследователи обнаружили, что люди по-разному усваивают алкоголь в организме. Поскольку наши «биологические возможности» определяются ещё в утробе, есть доля правды в том, что мы имеем определенные черты, которые делают нас более (или менее) уязвимыми к воздействию алкоголя.

Симптомы чрезмерного увлечения алкоголем

Наше открытие «почти алкоголиков» произошло в результате многолетней работы не только с людьми, у которых были только что описанные проблемы с алкоголем, но и с гораздо большей группой людей с разнообразными формами употребления алкоголя, которые не соответствовали критериям диагностики алкоголизма.

Большая часть этой группы обращается за помощью не потому, что они обеспокоены (или потому, что другие выразили озабоченность) своим пьянством, а потому что нуждались в помощи для решения какой-то другой проблемы. Связь между проблемами, с которыми они обращались за помощью, и их пьянством проявилась позже.

Давайте посмотрим на пару примеров:

История Дарьи

41-летняя Дарья была замужем, двое детей, одиннадцатилетний сын и девятилетняя дочь. У Дарьи типичная современная семья с двумя источниками дохода. Она работала менеджером среднего звена в крупной девелоперской и управляющей компании, а её муж Денис работал в отделе информационных технологий большого университета.

Как и в случае с большинством знакомых пар, они изо всех сил пытались найти баланс между требованиями работы и родительскими обязанностями, не говоря уже о ведении домашнего хозяйства. Они наслаждались жизнью в комфортабельном пригородном районе с хорошими школами и доступом к отдыху; в то же время и Дарья, и Денис иногда говорили, что им трудно жить на «беговой дорожке».

Денис и Дарья познакомились в институте на первых курсах и поженились через год после его окончания. Будучи студентами, они любили вечеринки так же, как и большинство их друзей, но никогда не перебарщивали с этим. Каждому было знакомо периодическое похмелье, особенно на первом курсе, и оба любили встречаться с друзьями на вечеринках по футболу после окончания учебы.

Дарья вообще не пила во время беременности. Однако, после рождения второго ребёнка и после того, как она вернулась к работе после отпуска по беременности и родам, она присоединилась к Денису в его рутине, потягивая бокал вина для «расслабления» после работы. Это означало позаботиться о детях, приготовить ужин, проконтролировать домашнее задание, подготовиться к следующему дню и так далее. Затем, когда дети ложились спать, Дарья выпивала второй бокал вина, а иногда и третий. Она говорила, что в течение ряда лет это был для неё эффективный способ снять стресс, накопившийся в течение дня. Она также чувствовала, что третий бокал вина помогал ей лучше уснуть.

Когда Дарья обратилась за терапией, это было не из-за её пьянства, которое она всё ещё считала нормальным и действительно полезным, учитывая её напряженный образ жизни.

Дарью направил её лечащий врач, с которым она поделилась своими опасениями по поводу плохого сна. Из-за того, что она плохо спала, на следующий день она чувствовала себя «взвинченной». Этот паттерн привел к тому, что она стала чувствовать себя всё более подавленной, что отражалось в упадочном настроении (особенно с детьми), хроническом чувстве усталости и жалобах Дениса на то, что их сексуальная жизнь «испаряется». Она просила своего врача о снотворных или, возможно, антидепрессантах. Врач сказал, что она подумает об этом, но сначала хочет, чтобы Дарья поговорила с консультантом.

Дарья является хорошим примером этой большой группы людей, которых мы часто видим в офисах, людей, чьё употребление алкоголя является фактором их проблем. Она не пошла на приём к психологу, потому что даже не беспокоилась о том, что пьёт.

Была ли Даша алкоголичкой?

Нет. У неё не нашлось бы достаточно симптомов, чтобы соответствовать принятым критериям диагностики алкоголизма. Она не была той, кому никогда не хватает одной рюмки. К тому же она не пила достаточно часто, чтобы поддерживать в организме определенный уровень алкоголя. Она никогда не теряла памяти. И так далее.

Тем не менее, она явно испытывала симптомы, такие как нарушение сна, хроническая усталость, депрессия и вспышки гнева, о которых часто сообщают истинные алкоголики. Ответ для Дарьи заключался в том, что в какой-то момент она перешла черту, отделяющую нормальное общественное употребление алкоголя от почти алкогольного. Хорошей новостью для неё было то, что это открытие дало возможность переоценить её пьянство (наряду со стрессом, который, казалось, был его движущей силой) и принять некоторые решения.

Она внесла некоторые изменения не только в употребление алкоголя, но и в то, как справляться со стрессами, с которыми она столкнулась, и как создать некоторый баланс в своей жизни. Когда-то у неё был этот баланс, когда она была студенткой и новобрачной, но она слишком погрузилась в рутину, поскольку её жизнь наполнялась всё большим количеством обязанностей.

История Максима

Максим, девятнадцатилетний парень, хорошо учился в школе, несмотря на то, что боролся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В те годы он избегал алкоголя – его предупреждали, что лекарства от СДВГ плохо сочетаются с алкоголем, – но когда он поступил в колледж, он начал пить, обычно в компании друзей.

Сначала обратная сторона пьянства Максима была довольно незаметной: его оценки немного снизились, и иногда он пропускал занятия на следующее утро после выпивки. С другой стороны, он стал более общительным, когда пил, и был менее застенчивым, чем в школьные годы.

Ситуацию Максима усложнял его возраст: употребление алкоголя среди студентов часто связано с большим количеством запоев, которые организуются вокруг запойных игр. Одна из таких игр – «пивной понг», в которой противники пытаются перебросить мяч для пинг-понга в полный стакан пива друг друга. Когда ваш противник приземляет свой мяч в ваше пиво, вы должны выпить всё. Затем начинается ещё один раунд.

Максим находил такие игры, как пив-понг, развлечением. Это было социально приемлемым и лёгким способом преодолеть свою застенчивость. Пьянство также облегчало ему разговор с девушками, что ещё больше укрепило его поведение.

Однако, к середине второго курса Максим рисковал провалить один экзамен и едва сдал три других. Что ещё хуже, после того, как он слишком много выпил в пятницу вечером, он подрался с парнем, который думал, что Максим флиртует с его девушкой.

В соответствии с политикой нулевой терпимости колледжа к насилию Максима запретили жить в общежитии в следующем семестре. Хотя ему и удалось избежать провала, он закончил год со средним баллом, который поставил под угрозу его шансы поступить университет.

Был ли Максим алкоголиком?

Максим – ещё один пример того, кто перешёл черту и вошёл в серую зону почти алкогольной зависимости. Видел ли этот молодой человек связь между негативными событиями в жизни и своим пьянством? Нет.

Единственная причина, по которой он обратился за консультацией, заключалась в том, что вместо отстранения до конца семестра Максиму была предложена возможность записаться на программу психологической помощи для студентов.

Как мы узнали, окружение (и даже близкие) обычно сосредотачиваются на одном инциденте – в случае Максима, на его агрессивном поведении – и идентифицируют его как проблему, игнорируя при этом контекст (пьянство).

Это ещё одно свидетельство того, что почти алкоголики до сих пор остаются «невидимой проблемой».

Исследования неизменно показывают, что больше всего люди пьют в подростковом возрасте и в возрасте от 20 до 25 лет. Молодые люди, как мужчины, так и женщины, особенно склонны к выпивке. Для некоторых из этих молодых людей такое употребление алкоголя может привести к другим серьёзным проблемам. Например, некоторые исследования показали, что область мозга, связанная с обучением и памятью – гиппокамп – меньше у людей, которые начали пить в подростковом возрасте. А исследования подростков, которые лечились от алкогольной абстиненции, показали, что у них чаще возникают проблемы с памятью, чем у подростков, которые не употребляли алкоголь.

К сожалению, то, что некоторые студенты считают социальным пьянством, может включать в себя различные «запойные игры». Не каждый студент употребляет алкоголь, но такое поведение, как правило, довольно широко распространено и относительно терпимо со стороны сверстников.

Студенты нередко напиваются до потери сознания. Из-за этого социального контекста, а также из-за того, что его пьянство ограничивалось выходными, Максим считал своё пьянство нормальным. Он думал, что просто делает то же самое, что и многие другие студенты, так откуда же у него проблемы с алкоголем?

Реальность такова, что большинство студентов, злоупотребляющих алкоголем, проходят через эту фазу и выходят в зрелый возраст как обычные пьющие в обществе. Некоторые из самых много пьющих могут иметь проблемы с памятью или обучением, связанные с употреблением алкоголя в прошлом, хотя они могут никогда не установить эту связь сами. Некоторые из них станут настоящими алкоголиками. А некоторые, как Максим, станут почти алкоголиками.

Переживания Максима – драки и трудности с обучением – явно были следствием его пьянства. Сами по себе, они не могут квалифицировать его как алкоголика. Другими словами, он не вписывается в принятую диагностическую «коробку». Если бы доктор пришёл к выводу, что у Максима нет проблем с алкоголем, этот молодой человек мог бы заключить, что происходящие с ним негативные события были просто вопросом невезения – оказался в неправильном месте и не в то время – и решил, что нет необходимости менять отношение к своему пьянству. С этого момента всё могло бы пойти под откос. Но, знакомство Максима с концепцией почти алкоголика помогло ему увидеть связь между пьянством и негативными событиями в его жизни.


5.0/1