Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-11-25

Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других.

Эмоциональный интеллект – эмоциональная зрелость

Функции, которые составляют эмоциональный интеллект, дополняют чисто интеллектуальные способности, выраженные коэффициентом интеллекта. Академического интеллекта и книжных знаний недостаточно для достижения профессионального успеха и эффективного функционирования среди людей. Что такое эмоциональный интеллект и как его измерить? Можно ли быть эмоционально неграмотным?

В разговорной речи такие термины, как эмоциональная зрелость, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект, часто взаимозаменяемы. И хотя все эти понятия семантически близки, они не могут рассматриваться как синонимы.

5 важных показателей эмоционального интеллекта

Эмоциональная зрелость понимается как способность переносить страдания, усиление позитивных, социально позитивных эмоциональных реакций, эмоциональная независимость от окружающей среды или способность помогать другим (просоциальность).

Однако, другие психологи приравнивают эмоциональную зрелость к отсутствию низкой самооценки, способности адаптироваться к группе, чувству реальности и способности приспосабливаться к обстоятельствам и отсутствию агрессивности.

Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств (направленных на других) над автопатическими (направленными на себя) и ответственностью за свои эмоциональные состояния.

С другой стороны, эмоциональная компетентность – это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать.

Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей:

  • осознание собственных эмоциональных переживаний;
  • способность различать эмоции и эмоционально описывать их словами;
  • способность эмпатически проникать в переживания других людей;
  • способность отличать эмоции, соответствующие общему выражению, от состояний, в которых нет выражения;
  • знание культурных правил и эмоциональных норм;
  • умение использовать знания о партнере, чтобы сделать вывод о его настроении;
  • способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях;
  • умение справляться с негативными эмоциями;
  • знание природы межличностных отношений;
  • способность к эмоциональной самодостаточности, принятие эмоционального опыта, эмоциональное равновесие, эмоциональная самоэффективность и контроль над эмоциями.

Эмоциональный интеллект – концепция

Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта (EQ). В Англии наиболее известными тестами для изучения эмоционального интеллекта являются: MEIS – многофакторная шкала эмоционального интеллекта и MSCEIT – тест эмоционального интеллекта Майера-Салови-Карузо.

Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном – автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект».

5 советов чтобы научиться любить себя

Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации.

Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж. Майера? Авторы выделели четыре группы способностей и наборы навыков, из которых он состоит:

Восприятие, оценка и выражение эмоций:

  • способность распознавать эмоции в своих физических и психических состояниях;
  • способность распознавать эмоции в других людях и эмоциональные сообщения, содержащиеся в предметах, например, произведениях искусства;
  • способность адекватно выражать эмоции и потребности, связанные с чувствами;
  • способность понимать адекватные и неадекватные, реальные или фальсифицированные невербальные эмоциональные сообщения;

Облегчение процесса мышления с помощью эмоций:

  • перенаправление мышления, расстановка приоритетов на основе чувств, связанных с предметами, событиями или другими людьми;
  • пробуждение и имитация реальных эмоций для облегчения формулирования суждений и воспоминаний о чувствах;
  • «пожинания» плодов перепадов настроения, чтобы учитывать разные точки зрения и уметь интегрировать разные точки зрения, созданные настроением;
  • умение использовать эмоциональные состояния, чтобы помочь вам решить проблему или стимулировать собственный творческий потенциал;

Понимание и анализ эмоциональной информации, использование знаний об эмоциях:

  • способность понимать связи между разными эмоциями;
  • умение воспринимать причины и следствия чувств;
  • способность интерпретировать сложные эмоции, комбинировать отдельные эмоций и даже противоречивые эмоциональные состояния;
  • способность понимать и предсказывать вероятные эмоциональные последовательности;

Регулирование эмоций:

  • способность открываться негативным и позитивным чувствам;
  • умение контролировать эмоции, думать о них;
  • способность сознательно вызывать эмоциональное состояние, уметь оценивать его ценность, полезность или игнорировать его;
  • умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.

Эмоциональный интеллект – эмоциональная неграмотность

Дефицит эмоционального интеллекта и межличностных компетенций может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании. Кажется, что неспособность контролировать свои эмоции способствует негативному поведению, такому как агрессия, психологическое насилие, преступления, зависимости или депрессия.

Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы быть успешным в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы. Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту – люди, которые чрезвычайно мудры (в интеллектуальном смысле), могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе.

К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными.

Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы.

Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом, умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием.

Эмоциональный интеллект – не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение.

Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины.

Что получает эмоционально интеллигентный человек?

  • Разнообразие в межличностных ситуациях – его отношения более разнообразны, богаты и более постоянны.
  • Он лучше справляется с трудными ситуациями, адаптируется к обстоятельствам, организует деятельность, адаптируется к условиям труда и работает более эффективно.
  • Лучше работает в сложных и стрессовых ситуациях.
  • Характеризуется более высоким уровнем социального функционирования.

Кроме того, эмоционально умный человек может модулировать эмоциональные процессы, о которых алекситимик не знает, то есть человек, которому трудно получить доступ к своим собственным эмоциям, который неспособен к эмоциональному контакту с другими и выражению своих чувств.

Очевидно, что эмоциональный интеллект связан с чувством удовлетворенности жизнью, самосознанием, более высокой самооценкой, оптимизмом и общей радостью от жизни.


5.0/3