Хлорелла для очистки организма и другие целебные свойства микроводоросли

Обновлено: 2024-04-26

В мире микроводорослей спирулина занимает особое место. Но, есть и другая водоросль, менее известная, но столь же удивительная: хлорелла. Мощный детоксикант, она укрепляет иммунную систему и помогает защитить организм от болезней и инфекций.

Что такое хлорелла

За названием хлорелла (Chlorella vulgaris) скрывается одна из самых удивительных микроводорослей. Она берет свое название от греческого «хлорос» (что означает «зеленый») и латинского суффикса «элла» (что означает маленький).

Родом из Юго-Восточной Азии, это один из древнейших живых организмов. Благодаря своей огромной стойкости и невероятной способности к размножению и регенерации хлорелла пережила века и добралась до нас. Она принадлежит к семейству Chlorellaceae, включающему несколько видов хлореллы. На сегодняшний день существует три основных вида: Chlorella lobophora, Chlorella sorokiniana и Chlorella vulgaris, – наиболее часто культивируемые.

Хлорелла принимает форму микроскопической водоросли с одним ядром и размером с эритроцит (около 5 мкм). Она процветает как в пресной, так и в соленой воде. В своей естественной среде хлорелла живет в симбиозе с некоторыми пресноводными видами, такими как одноклеточный организм paramecium.

Хлорелла под микроскопом
Хлорелла под микроскопом: ядра, загруженные хлорофиллом

Хлорелла считается хлорофитной водорослью (или зеленой водорослью) из-за её темно-зеленого цвета, связанного с высокой концентрацией хлорофилла. Хлорофилл является ассимилирующим пигментом, который позволяет хлорелле поглощать световую энергию в процессе фотосинтеза. Без корней и листьев это единственный способ для хлореллы расти и развиваться в воде.

Попробуйте ещё один суперпродукт, богатый хлорофиллом, который мы тоже любим, – чай матча!

С питательной точки зрения хлорелла является исключительной микроводорослью. Незаменимые жирные кислоты, аминокислоты, белки, витамины, антиоксиданты… всё это полезные компоненты для организма.

Но, прежде всего, хлорелла известна своим дезинтоксикационным действием и способностью поглощать тяжелые металлы из организма. Но, как вы увидите, это не единственное её полезное действие. Хлорелла обладает различными свойствами, поддерживающими общую форму организма.

Сегодня хлореллу, в основном, употребляют в качестве пищевой добавки или в виде порошка. Она по-прежнему является предметом многих исследований, позволяющих лучше понять её действие на организм и открыть неизвестные до сих пор свойства.

Питательный состав хлорелла

Хлорелла – это одноклеточная зеленая водоросль, которая обладает рядом полезных свойств для здоровья человека. Она богата питательными веществами, такими как белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.

В состав хлореллы входят следующие питательные вещества:

• Белки: хлорелла содержит около 50-60% белков, которые являются полноценными и включают все незаменимые аминокислоты.
  • Жиры: хлорелла богата полиненасыщенными жирными кислотами, в частности, альфа-линоленовой кислотой (ALA), которая является основным источником омега-3 жирных кислот.
  • Углеводы: хлорелла также содержит значительное количество углеводов, включая глюкозу, фруктозу и сахарозу.
  • Витамины: хлорелла является хорошим источником витаминов группы В, а также витамина С и Е.
  • Минералы: хлорелла обогащена минералами, такими как кальций, фосфор, калий, магний, натрий, железо и цинк.
  • Фикоцианин: это пигмент, который придает хлорелле её зеленый цвет. Фикоцианин известен своими антиоксидантными свойствами и способностью снижать уровень воспаления в организме.
  • Хлорофилл: хлорелла богата хлорофиллом, который помогает очистить кровь и улучшить функцию иммунной системы.

Хлорелла также является источником многих других биологически активных веществ, таких как каротиноиды, ферменты, стерины и гликозиды, которые могут оказывать положительное влияние на здоровье человека.

Доказанная польза хлореллы

Детоксикация с помощью хлореллы

Сегодня хлорелла пользуется большой популярностью, прежде всего, благодаря ее дезинтоксикационному действию. Эта микроводоросль очень эффективно выводит из организма все отходы: тяжелые металлы (ртуть, свинец, алюминий и др.), пестициды, диоксины и другие вредные вещества. Помимо их устранения, хлорелла ограничивает их накопление в организме.

Как это работает? Клеточная стенка хлореллы содержит спорополлеин. За этим несколько пугающим названием скрывается очень стойкое вещество, присутствующее во многих растениях. После употребления через хлореллу спорополлеин связывается с токсинами и выводит их с мочой и фекалиями. Детоксикационное действие морских водорослей усиливается действием хлорофилла, который очищает кровь и выводит токсины из организма.

В этом исследовании, опубликованном в медицинском журнале Drug and Chemical Toxicology, изучалось дезинтоксикационное действие хлореллы на крыс, отравленных хлордеконом. Полученные результаты показали, что хлорелла прерывала циркуляцию инсектицида в организме до его выведения с калом.

Хлорелла стимулирует и регулирует иммунную систему

Компоненты, присутствующие в хлорелле, оказывают положительное влияние на иммунную систему. Её ядро содержит, в частности, знаменитый CGF (Chlorella Growth Factor, фактор роста хлореллы), – уникальный комплекс, состоящий из аминокислот, витаминов, белков и нуклеиновых кислот.

Эта комбинация стимулирует иммунитет, особенно у пожилых людей, и способствует регенерации клеток. Витамин В12, содержащийся в хлорелле, также способствует нормальному функционированию иммунной системы.

Это исследование, проведенное Британской ассоциацией промышленных биологических исследований на крысах, подвергшихся воздействию свинца, показало, что хлорелла способствует выработке организмом новых здоровых клеток.

Хлорелла – мощный антиоксидант, защищающий от окислительного стресса

Хлорелла также обладает мощными антиоксидантными свойствами, которые защищают организм от болезней и инфекций. Своим действием она обязана содержащимся в ней жирным кислотам, витаминам С и Е, каротиноидам и хлорофиллу. Хлорелла также самое богатое хлорофиллом растение!

Хлорофилл является природным антиоксидантным пигментом. Защищает клетки от свободных радикалов и стимулирует выработку иммунных клеток (макрофагов и лейкоцитов). Хлорофилл, содержащийся в хлорелле, участвует в оксигенации и детоксикации организма при сохранении кислотно-щелочного баланса.

Это исследование, проведенное Высшей школой восточных и западных медицинских наук в Корее на 52 курильщиках, показывает, что хлорелла ограничивает повреждение ДНК свободными радикалами.

Потенциально противораковые свойства хлореллы

Как и спирулина, хлорелла обладает противоопухолевыми свойствами. Каротиноиды – желто-оранжевые пигменты – проявляют противораковую активность.

Хлорелла также стимулирует высвобождение интерферонов, белков, естественным образом вырабатываемых клетками иммунной системы. Интерфероны защищают организм от вирусных, бактериальных, паразитарных или опухолевых атак.

Благодаря своему антиоксидантному действию хлорелла также может уменьшить повреждение клеток, вызванное лучевой терапией и химиотерапией.

Это исследование Университета Кебангсаан в Малайзии, проведенное на крысах с раком печени, показывает, что хлорелла ингибирует пролиферацию больных клеток и индуцирует апоптоз, то есть самоуничтожение раковых клеток.

Хлорелла снимает усталость и улучшает депрессивные состояния

Богатая витаминами и минералами, хлорелла ежедневно поддерживает организм, борется с усталостью (в том числе хронической) и истощением. Также очень эффективно снимает депрессивные состояния.

Действительно, хлорелла содержит триптофан, – аминокислотный предшественник серотонина или «гормона счастья». Он также воздействует на высвобождение мелатонина, устраняя нарушения сна.

Это исследование, проведенное различными иранскими и австралийскими университетами на пациентах с депрессивным расстройством, продемонстрировало эффективность хлореллы в снижении тревоги и физических и когнитивных симптомов депрессии.

Хлорелла регулирует уровень липидов и сахара в крови

Хлорелла обещает снизить уровень вредного холестерина и сахара в крови. Это действие, по-видимому, исходит от фитостеролов и волокон, содержащихся в хлорелле.

Как показывает это исследование, проведенное в различных иранских университетах на 70 пациентах, хлорелла улучшает чувствительность к инсулину и увеличивает выработку сывороточного инсулина, отвечающего за поддержание нормального уровня глюкозы в крови.

Хлорелла помогает похудеть

Хлорелла помогает похудеть благодаря эффекту подавления аппетита. Она содержит пищевые волокна, но особенно важен фенилаланин, – незаменимая аминокислота, которая действует как подавитель аппетита. Через несколько минут после употребления хлореллы ощущается чувство сытости и пропадает тяга к перекусам.

Хлорелла – отличный союзник для людей, сидящих на диете, потому что она не только помогает похудеть, но и помогает избежать дефицита питательных веществ благодаря своему исключительному составу.

Как употреблять хлореллу

Таблетки из хлореллы

Если вам не нравится вкус хлореллы, она доступна в виде таблеток.

Таблетки или капсулы производятся из высушенного порошка хлореллы. Это форма, которую легко найти в продаже. У неё есть несколько преимуществ: практичность, легко принимать и маскирует водорослевый привкус хлореллы (если он вам не нравится!).

С другой стороны, хлорелла в таблетках демонстрирует менее интересную пищевую ценность.

Порошок из хлореллы

Выбор порошка хлореллы – интересный способ открыть для себя эту микроводоросль. Его можно варить (добавлять в конце варки), но, чтобы не разрушать активные ингредиенты, порошок хлореллы нельзя нагревать до температуры выше 40°C.

Вы также можете посыпать им салат, смешать с соком или приготовить вкусный смузи из банана, яблока, кокоса и хлореллы. Или просто разведите его в большом стакане воды или молока.

Свежая хлорелла

Потребление свежей хлореллы – лучший способ воспользоваться всеми её преимуществами. Но, эта форма всё ещё очень редка. Только несколько производителей предлагают свежую хлореллу, чаще всего в виде сока.

Хлорелла и спирулина

Хлорелла и спирулина очень хорошо сочетаются, потому что их действия дополняют друг друга. Более того, они действуют синергетически, и одно усиливает положительный эффект другого. Принимать их одновременно позволяет извлечь выгоду от питательных веществ каждого из них.

Хлорелла и спирулина образуют отличный баланс. Спирулина, например, содержит больше железа. Хлорелла, с другой стороны, содержит в 4 раза больше хлорофилла, чем спирулина.

Как показывает это исследование, сочетание хлореллы и спирулины образует активные и биодоступные формы витамина B12, что может быть интересно людям, соблюдающим веганскую или вегетарианскую диету.

Хлорелла и куркума

Куркума (Curcuma longa) – растение, свойства которого близки к свойствам хлореллы. Она оказывает антиоксидантное, детоксифицирующее, антистрессовое, антидепрессивное и потенциально противораковое действие.

Смешайте куркуму и хлореллу для сезонного очищения организма.

Рекомендуемая дозировка хлореллы

Рекомендуется употреблять от 3 до 4 грамм порошка хлореллы в день.

В рамках интенсивной спортивной практики спортсмены могут принимать до 10 г хлореллы в день.

Для детей рекомендуемая дозировка составляет 1 г хлореллы на 20 кг массы тела.

Мы советуем начинать с небольших доз, преждечем увеличивать дозировку. Благодаря своему мощному детоксифицирующему действию хлорелла стимулирует выделение шлаков в организме. От этого могут появиться определенные симптомы. Вот почему важно адаптировать приём в соответствии с реакциями вашего организма.

Хлореллу желательно употреблять перед едой. Её можно принимать ежедневно в течение всего года или в виде 3-месячного курса 2 раза в год.

• В таблетках или капсулах: до 8 раз в день по 500 мг
  • В порошке: 3-4 грамма в день

Противопоказания и побочные эффекты хлореллы

Хлорелла – это микроводоросль, хорошо принимаемая организмом. Тем не менее, её потребление не рекомендуется для следующих людей:

• Из-за высокого содержания железа в хлорелле людям с избытком железа (гемохроматозом) следует избегать её употребления.
  • Хлорелла богата фенилаланином, одной из 8 незаменимых аминокислот, хлорелла не рекомендуется людям с фенилкетонурией (накопление фенилаланина в организме).
  • Людям, получающим антикоагулянтную терапию, не следует принимать хлореллу, поскольку она содержит витамин К1, участвующий в свертывании крови.
  • Избегайте употребления кофе одновременно с приемом хлореллы, потому что она усиливает действие кофеина.

Прием хлореллы обычно вызывает мало побочных эффектов. Однако, могут возникнуть следующие симптомы (особенно в начале приема):

• Желудочно-кишечные расстройства (вздутие живота, диарея и др.).
  • Головная боль.
  • Прыщи.

Если симптомы сохраняются, рекомендуется прекратить употребление хлореллы и обратиться к врачу.

История, культура и рынок хлореллы

Немного истории хлореллы

Хлорелла имеет долгую историю. Первые следы её существования датируются 2,5 миллиардами лет назад. Впервые хлорелла была описана в 1890 г. ботаником и микробиологом М.В.Бейеринком. Он также добавил своё имя к научному названию хлореллы: Chlorella vulgaris Beijerinck.

В Японии хлорелла получила свой расцвет после Второй мировой войны. Затем она стала важным источником пищи для японского населения. Её даже считают «продуктом национального значения».

Наконец, в 1950-х годах её известность выросла ещё больше, благодаря исследованиям, которые обнаружили, что эти микроводоросли являются хорошим источником незаменимых жирных кислот и белков. Но, в то время у хлореллы был один существенный недостаток: она очень плохо усваивалась.

В 1957 году в Японии был создан Институт исследований хлореллы, чтобы найти лучший способ использования этой водоросли. Заброшенная на несколько лет, хлорелла вернулась в 1970 году. Исследователям удалось удалить клеточную мембрану водорослей, состоящую из целлюлозы, тем самым сделав её легкоперевариваемой.

Со временем исследования хлореллы расширились и позволили открыть многие ее свойства.

Различные методы выращивания хлореллы

Хлореллу можно выращивать разными способами:

• В неглубоких открытых прудах: этот метод используется для 95% мирового производства. Однако, у него есть недостаток, заключающийся в том, что он не защищает воду и, следовательно, хлореллу от загрязняющих веществ, присутствующих в воздухе.
  • В ферментерах (или гетеротрофных реакторах): недорогой, этот метод не позволяет получить хлореллу с высокой пищевой ценностью. Так какводоросли, лишенные естественного процесса фотосинтеза, питаются только сахарами, присутствующими в воде.
  • В стеклянных пробирках: этот метод используется только для 1% мирового производства хлореллы. Для производителей это в 10 раз дороже, чем закваска в ферментерах. Но, таким образом получается самая качественная хлорелла! Водоросли растут в стеклянных пробирках, размещенных на солнце, защищенные от внешних загрязнителей.

Сегодня остров Тайвань является крупнейшим в мире производителем хлореллы. Япония, Китай, Индия и Индонезия также входят в число основных стран-производителей.

5.0/1